У легионера появится лицо, или Новые загадки старого чешского кладбища
На чехо-словацком участке Морского кладбища во Владивостоке начались реставрационные работы. Компания «Альфа-строй ДВ» к началу лета будущего года должна полностью восстановить в первоначальном виде захоронения белочехов, которые погибли в Приморском крае в 1918 -1920 гг.
На чехо-словацком участке Морского кладбища во Владивостоке начались реставрационные работы. Компания «Альфа-строй ДВ» к началу лета будущего года должна полностью восстановить в первоначальном виде захоронения белочехов, которые погибли в Приморском крае в 1918 -1920 гг.
Рабочие изготовят и установят утраченные элементы ограждения, укрепят его, водрузят на место ажурные металлические ворота, разберут и по-новому сложат подпорную стену из дикого тесаного камня там, где она накренилась. И конечно же, приведут в порядок все 99 надгробных плит и памятник легионерам, установленный в центре кладбища.
Что касается монумента, колонну, которую венчает сокол - символ национальной славы чехов, уже отреставрировали. Сейчас начинают «реанимировать» легионера. Вот уже много лет он стоит с обезображенным лицом и отбитой рукой. Как говорят специалисты, во время сооружения памятника цемент замешивали на морском песке, поэтому его начал есть грибок, да еще местные вандалы постарались. После реставрации ярче проступит и надпись, сделанная славянами на родном языке больше 80 лет назад, - о тех, кому пришлось упокоиться в чужой земле. Вот как это звучит по-русски: «Дорогая память погибшим солдатам Чехо-Словакии. Здесь лежим мы, солдаты Чехо-Словакии, павшие в бою за право и свободу. Вечная гвардия чести и славы своего народа».
Да, эта гвардия воевала на стороне белогвардейцев, участвовала в карательных экспедициях, подняла Гайдовское восстание во Владивостоке (тогда погибли около 200 чехов). Но сегодня мы учимся уважительному отношению к смерти, даже бывших противников. Она всех примиряет. Поэтому не случайно работы на чешском кладбище сейчас ведутся в рамках межправительственных соглашений об обеспечении сохранности российских воинских захоронений за рубежом и иностранных воинских захоронений в РФ, подписанных в 1995 году. Средства на реставрацию выделила ассоциация «Военные мемориалы». Она же почти 10 лет назад получила земельный участок на Морском кладбище, где находится захоронение чешских легионеров, погибших в Приморье в 1918-1920 гг., в постоянное пользование.
Однако все дело в том, что часть территории старого чешского кладбища, - как раз там, где находится большая братская могила белочехов, - сегодня занята уже фактически не существующей японской мемориальной зоной (газета «Владивосток» рассказывала об этом факте в своем расследовании «Кладбище с двойным дном» 24 сентября 2003 г.). К тому же здесь появились уже восемь русских захоронений, последнее - в 2003 году.
- Мы, экскурсоводы, были просто в шоке, когда в начале 80-х годов узнали, что на «живом», действующем чешском мемориальном кладбище перезахоронили японских военнопленных, умерших от ран и болезней в лагере № 13 после 1945 г. Причем, как позже подтвердилось, могилы были чисто символические: из вскрытых 10 погребений, где должны были находиться останки 75 человек, обнаружилось лишь единичное захоронение. Прах еще трех человек раскопали за пределами японского участка, в ограде чешского кладбища, - рассказывает краевед Нелли Мизь. - Но ведь имеется официально заверенный план захоронений, где указаны границы чешского кладбища. Больше того, еще сохранилась старая ограда, которая однозначно и убедительно подтверждает эти границы.
В 1998 г. во Владивосток приезжали полковник Колачек и Антони Мургаш, представители ассоциации «Военные мемориалы». Когда они пришли на чешское кладбище и увидели на нем японские могилы - они были просто потрясены. Тем более, зная, что именно здесь должна находиться братская могила, где погребены около 400 чешских легионеров. Единственное, что они смогли тогда предпринять, - установили большой камень на свободной площадке, чтобы хоть как-то «застолбить» место последнего упокоения своих земляков…
Не меньшее потрясение испытали японцы, когда они не нашли здесь «своих» останков.
Газета «В» уже писала и снова возвращается к этой теме: нынешним властям - краевым, городским (неважно, что они не были причастны к этой постыдной истории) следовало бы принести официальные извинения обеим сторонам - чешской и японской. И наконец сказать всю правду, найдя достойный выход из этой непростой ситуации (может быть, сделать повторное, более «заглубленное» обследование чешского участка, чтобы найти братскую могилу). А пока двойное кощунство продолжается: по проекту реконструкции границы чешского кладбища будут уменьшены. А «муляж» японского останется. На его памятном знаке начертано: «Да будет мир в России!». Японцы обычно устанавливают его там, где покоятся жертвы войны. В назидание живым.
Чехи, покидая Дальний Восток, попросили прощения: «Мы, разоруженные солдаты чешской армии разных частей, прощаемся сегодня с вами, товарищи, граждане Дальнего Востока, - писали они в своем обращении. - Многие из нас были принуждены штыками воевать против вас, но все-таки этому был положен конец…
Мы не забудем, что мы видели, слышали, пережили. Это будет история чешской армии в Сибири, «гунны» в Сибири…
Дорогие товарищи, простите, но мы не виноваты в том, что здесь произошло… Группа интернированных солдат чешской армии».
Почему же мы, спустя столько лет, молчим?..
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»