Невыгодное наказание

Стоянки временного задержания автотранспорта действуют во Владивостоке уже более двух недель, однако порядка на дорогах больше, увы, не стало. Несмотря на угрозы гаишников «навести порядок с парковками в запрещенных местах», машин, стоящих под знаками и у желтых линий, все еще хватает. Зато на штрафстоянках таких автомобилей-«нарушителей» днем с огнем не сыщешь. Места там занимают в основном машины, задержанные по «пьяным статьям» или за управление без необходимых документов.

27 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1612 от 27 авг. 2004

Стоянки временного задержания автотранспорта действуют во Владивостоке уже более двух недель, однако порядка на дорогах больше, увы, не стало. Несмотря на угрозы гаишников «навести порядок с парковками в запрещенных местах», машин, стоящих под знаками и у желтых линий, все еще хватает. Зато на штрафстоянках таких автомобилей-«нарушителей» днем с огнем не сыщешь. Места там занимают в основном машины, задержанные по «пьяным статьям» или за управление без необходимых документов.

Чем же объясняется безнаказанность нарушителей правил парковки? Причин несколько. И не только объективных, но и субъективных. Начнем с первых.

Несмотря на объявленную городской ГИБДД широкомасштабную борьбу за освобождение улиц от стоящих где попало и как попало машин, эвакуировать их на штрафстоянки не так-то просто. Прежде всего этому противится Административный кодекс РФ. Точнее, его статья 12-19. Ведь только одна ее часть - 4-я - предусматривает задержание транспорта. Напомним, что звучит она так: «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствия для движения других транспортных средств,  а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле».

Сами понимаете, что с доказательством этого самого  «создания препятствий» у автоинспектора потом могут возникнуть серьезные сложности.

Еще одна объективная проблема - это нехватка сотрудников дорожно-патрульной службы и слишком большое количество водителей-нарушителей. Освободить от них столицу Приморья, испытывающую недостаток разрешенных мест для парковки, гаишники физически не в состоянии. Тем более что эвакуация машины на штрафстоянку требует довольно много времени. Нужно вызвать эвакуатор и дождаться его прибытия. Затем найти пару понятых и в их присутствии опечатать автомобиль, а также составить соответствующий протокол задержания и акт осмотра машины. В последнем должны быть указаны не только марка, модель и цвет автомобиля, но и особенности его оснащения. К примеру, наличие колесных колпаков,  всевозможных антенн, молдингов, декоративных подсветок, дополнительных фар, «мухобоек» и т. д. и т.п. Кроме того, автоинспектор обязан указать наличие на машине видимых повреждений или неисправностей,  чтобы потом владелец не обвинил его в появлении «лишних царапин».

В общем, морока еще та. Но самое главное, что все это инспектор должен делать бесплатно и без заметной пользы для родной ГАИ: ведь штраф за нарушение статьи 12-19, части 4-й - всего 100-300 рублей. А времени на наказание нарушителя уйдет уйма. Гораздо выгоднее стоять где-нибудь в районе Седанки-Океанской и выписывать штрафы за превышение скорости. К тому же в этом случае  инспектор имеет возможность повысить и собственное благосостояние. Тогда как при эвакуации «брошенного» в запрещенном месте автомобиля это исключено: водитель-то в этот момент отсутствует…

Кстати, в частной беседе один из гибдэдэшных начальников среднего звена признался нам, что пока штрафстоянки материально инспекторов ДПС не заинтересуют - никто всерьез бороться с нарушителями правил стоянки не будет. Разве что по прямому приказу высшего начальства во время проведения каких-либо специальных мероприятий. Правда, они гаишникам «даром не нужны»: у них и более серьезной работы хватает. К тому же Главное управление ГИБДД отчетов о борьбе с нарушителями парковки не требует, тогда как за рост числа ДТП «по шапке» дает безжалостно. Вот и приходится руководству местных отделов ГИБДД выбирать, НА ЧТО же бросить основные силы. Поскольку НА ВСЁ их все равно не хватит...

Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»