Иконы – это боевые знамена нации

Икона сопровождала православного человека в течение всей его жизни: ею благословляли молодых перед венцом, рекрута при отправке на службу; маленькую нательную икону матери давали сыновьям, отправляющимся на войну.

24 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1609 от 24 авг. 2004

Икона сопровождала православного человека в течение всей его жизни: ею благословляли молодых перед венцом, рекрута при отправке на службу; маленькую нательную икону  матери давали сыновьям, отправляющимся на войну.

Все чтимые русские иконы – это боевые знамена нации. Они участвовали в великих битвах, служа для русского воина духовной поддержкой и защитой. Так было и в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Каждое воинское подразделение имело своих небесных покровителей и, соответственно, свои праздники и иконы.

В это же время появились иконы «в молитвенное благословение всего воинства» Дальнего Востока России. Наиболее известная из них – икона Торжества Пресвятой Богородицы – Порт-Артурская. Есть немало сведений о необычном появлении иконы и неудавшихся попытках доставить ее в осажденный Порт-Артур.

2 августа 1904 года (ст. ст.) по прибытии во Владивосток икона была установлена в Успенском кафедральном соборе. Корреспондент «Нового времени» сообщал тогда: «Во все службы около иконы группировались, главным образом, проживающие здесь семьи славных защитников нового Севастополя (Порт-Артура), и по окончании обедни перед образом был отслужен молебен о сохранении жизни и здоровья русских воинов. Мы стояли неподалеку от иконы, когда к ней подошли две дамы, на лице одной выразилось глубокое страдание. Она остановилась перед образом, осенила себя крестным знамением и разрыдалась. Когда начался молебен, она отошла в сторону и, опустившись на колени, стала молиться, и видно было, что какая-то надежда, упование озарили ее исстрадавшееся лицо. Это была жена командира «Рюрика» Е. А. Трусова. Официально о гибели «Рюрика» еще ничего не было известно, но в иностранных газетах уже поместили сообщение о том, что крейсер затонул после боя 1 августа, при этом часть экипажа и офицеров была спасена. Понятно, что несчастной женщине в эти тяжкие дни оставалось единственное  утешение – молитва перед иконой  – чудесной утешительницей всех слабых…

Не только жители Владивостока искали этой высшей помощи перед Порт-Артурской иконой Богоматери. Из других близких и отдаленных мест России те, которые знали о пребывании иконы во Владивостоке, обращались сюда за этой помощью... Были получены письма и телеграммы из Петербурга, Екатеринодара, Юхнова, Хабаровска, Посьета и других городов и местечек с просьбой помолиться и отслужить молебен перед иконой Торжества Богородицы о здравии личностей и, кроме того, непременно о даровании русскому воинству победы...»

Удивительна судьба Порт-Артурской иконы. После русско-японской войны в течение более 90 лет местонахождение ее было неизвестно. Икона была обнаружена совершенно случайно паломниками из Приморья в феврале 1998 года в одном из антикварных магазинчиков Иерусалима. В настоящее время отреставрированная икона в новом окладе, выполненном народным художником России Г. Павлишиным, находится в храме Св. Сергия Радонежского во Владивостоке.

Последние архивные находки приморских краеведов говорят о том, что  во  Владивостокской крепости были и другие иконы, присланные частными лицами «защитникам города и крепости».

Так, в декабре 1904 года, в самый разгар русско-японской войны, во Владивосток прибыла икона из Серафимо-Дивеевского женского монастыря. В своем приказе от 20 декабря 1904 года комендант Владивостокской крепости сообщал: «С соизволения Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны сооруженный иждивением и трудами настоятельницы и сестер Серафимо-Дивеевского монастыря образ, воспроизводящий хранящуюся в Дивееве чудотворную икону Божией Матери «Умиление», на молитве которой почил Св. Серафим Саровский Чудотворец, – предназначен для Владивостока. На иконе имеется надпись: «С благословением от игуменьи Марии с сестрами Серафимо-Дивеевского женского монастыря Нижегородской епархии в лето от Рождества Христова 1904-е».

Икона эта ныне поставлена во владивостокском кафедральном Успенском соборе впредь до сооружения крепостного собора».

В мае 1905 года во Владивосток была прислана икона Смоленской Божией Матери в сопровождении письма от неизвестной особы, обращенного к коменданту крепости:

«Милостивый государь!

Примите сей образ Смоленской Божией Матери и по своему усмотрению определите, где его установить.

Не знаю – по произволу Божию или по каким другим обстоятельствам два раза  видела во сне названный образ Смоленской Божией Матери, чтобы послать во Владивосток...

Покорнейше прошу не отказать, принять».

«Благословляя полученным образом вновь сформированный 40-й Восточно-Сибирский стрелковый полк как даром, ниспосланным ему провидением, - сказал комендант Владивостокской крепости Казбек, - глубоко верую, что заступница всех скорбящих будет покровительницей молодого полка во всех делах его и поможет ему честно исполнять долг защитника русского имени на твердынях Владивостока…».

В августе 1905 года, получив от крестьянина Саратовской губернии Максима Суркова три распятия и икону Скорбящей Божией Матери, комендант крепости  распорядился:

«…Сегодня, 1 августа, в день годовщины славного боя Владивостокского крейсерского отряда под начальством контр-адмирала Иессена, я ставлю в приятную обязанность передать высланные мне святыни на крейсера «Россия» и «Громобой», как год тому назад кровью своих экипажей запечатлели службу Владивостокского гарнизона Царю и Отечеству.

Пусть образы Распятого Христа и Скорбящей Божией Матери укрепят нашу веру в святость долга службы, а благословение родного крестьянина Суркова пусть напомнит всем, что за нами молитвы всей Родины».

В конце 1905 года командующий 1-й Маньчжурской армией генерал-адъютант А. Н. Куропаткин прислал на имя коменданта Владивостокской крепости шесть святых икон, которые были получены в разное время от русских людей в благословение войскам Маньчжурской армии. Все иконы были внесены в опись имущества церкви штаба крепости и помещены в войсковом храме на Русском острове и в церкви на мысе Чуркина. Среди присланных образов были: икона  Знамение Божией Матери – от чрезвычайного собрания Щигровской городской думы; икона Иверской Божией Матери – от Г. Томазовой; икона Владимирской Божией Матери - от А. Ельшина...

Судьба других икон, появившихся во Владивостоке во время русско-японской войны, остается пока неизвестной. Так что точку в этой истории ставить рано. Скорее – многоточие.

Автор: Нелли МИЗЬ, краевед, Олег СТРАТИЕВСКИЙ, сотрудник музея ТОФ, специально для «В»