Поколение NEXT выбирает «пепси» и экстрим
4 сентября во Франции стартует чемпионат мира по маунтин-байку - экстремальному горному велоспорту. В нем примут участие около 200 спортсменов из разных стран мира, в числе которых и Россия, которую будет представлять приморский спортсмен Денис Зарецкий.
4 сентября во Франции стартует чемпионат мира по маунтин-байку - экстремальному горному велоспорту. В нем примут участие около 200 спортсменов из разных стран мира, в числе которых и Россия, которую будет представлять приморский спортсмен Денис Зарецкий.
Конечно, пока питать иллюзии не стоит - это первое соревнование такого уровня, в котором будет участвовать Денис. Да и пока наши спортсмены не достигали высоких результатов в этом виде спорта. Поездка на чемпионат Европы в Польшу, где также должен был участвовать Денис, неожиданно сорвалась - менеджер Всероссийского спорткомитета потерял загранпаспорт нашего спортсмена. Как альтернативу Денису предложили принять участие в другом, более высоком по рангу соревновании. А пока будет еще тренировка на чемпионате Дальнего Востока, который пройдет во Владивостоке с 27 по 29 августа (на сопке Холодильник и площади Борцов за власть советов).
Денис пошел в школу в 93-м. В это странное, сумбурное время, когда в стране творились хаос и анархия, многие родители занялись зарабатыванием денег: надо было выживать. Дети же были предоставлены сами себе. Результаты противоречивы: с одной стороны, масса алкоголиков, наркоманов, проституток… С другой - великолепные спортсмены, социально активная прагматичная молодежь, вундеркинды…
Денис сам нашел увлечение, о котором рассказывает взахлеб, с горящими глазами.
- Меня привлекало все, что имеет два колеса, - мотоциклы, велосипеды… С мотоциклами мои отношения не сложились - сломал ключицу, травмировал руку. А к велосипедам любовь осталась. Лет в 11 увидел горный велосипед и долго упрашивал отца купить его. В 98-м году узнал от своего друга о существовании экстрим-клуба, который проводит соревнования по экстремальному велоспорту и где без проблем можно было купить запчасти для велосипеда, тогда как в городе был большой дефицит на них - все везли из Японии за большие деньги.
Поначалу деньги на недешевое увлечение Дениса давали родители - отец понял необычную страсть сына. Но когда Денис стал достигать определенных спортивных успехов, частично финансирование взял на себя Владивостокский экстрим-клуб, что-то покупал Денис на заработанные от соревнований деньги. Финансовую помощь в поездке на чемпионат мира также оказывают Владивостокский экстрим-клуб и «провинившийся» Всероссийский спорткомитет.
В 99-м году Денис уже числился в рядах владивостокских райдеров. Тогда клуб проводил массовую популяризацию велокультуры, в него принимали всех желающих. Но желание щекотать нервы и испытывать себя появилось не сразу.
- Я начинал с кросс-кантри (простая, неэкстремальная езда на велосипеде. - Прим. авт.), для более экстремальных дисциплин не хватало знаний, опыта, трасс. Прежде чем взяться за экстрим, я долго тренировался в других видах, то есть я не сел на велосипед и не съехал с крутой скалы, а пришел к этому постепенно.
А вот многие как раз поступают именно так. Насмотревшись на профессиональных экстремальных спортсменов, чайники в этом деле, возомнив себя Икарами и Гераклами, пытаются выполнить сложные трюки, которые им не под силу. Отсюда серьезный травматизм и, не дай бог, летальный исход. Без выбитых зубов и сломанных конечностей, конечно, не обошлось и у Дениса, но все же он всегда обдумывает то, что собирается сделать.
- Всегда нужно иметь голову на плечах. Мне пришлось повстречать такого райдера, который говорил, что каждый раз он едет как в последний. В итоге этот человек сломал лодыжку и сейчас не может заниматься профессиональным спортом. Да, я тоже рискую на соревнованиях, но только когда знаю трассу. А на тренировках я всегда очень осторожен.
Вообще же экстрим - понятие относительное, как и все в этом мире.
- То, что мы делаем, кажется экстремальным другим людям, для нас это повседневная работа, часть жизни, как для другого человека прийти на работу в офис и вечером уйти. Недавно делали передачу, и мы там выполняли простейшие трюки, а оператор удивлялся, говорил: «Вау! Круто!».
Спрашиваю о страхе. Да, это чувство знакомо, и Денис без стеснения о нем рассказывает:
- К примеру, найдешь какой-нибудь обрыв, который еще никто не «опробовал», стоишь перед тем, как прыгнуть, народ внизу смотрит, ждет. Коленки трясутся, адреналин в кровь бьет, глаза красные, как у быка. Страшно. Начинаешь думать о чем-нибудь другом, а движения доводишь до автоматизма, очухиваешься уже на земле. Интересно, что чем ты младше, тем меньше этого страха. Дети ведь постоянно безбоязненно бегают-прыгают по каким-то гаражам, стройкам. Чем взрослее становишься, тем больше боишься за свою жизнь. Видимо, инстинкт самосохранения активизируется.
А каково матери ждать своего сына и не знать, в каком виде он сейчас придет? Денис говорит, что она уже привыкла. Но думаю, он просто ничего не знает о маминых переживаниях и заботах. Конечно, каждый раз она переживает и молится… А потом гордится своим сыном - успешным спортсменом. И студентом. Денис перешел на второй курс экономического факультета ВГУЭС. Но в дальнейшем работать по специальности не собирается.
- Пока я не войду в первую тройку на чемпионате мира, ни о какой работе не может быть и речи. Я настроен серьезно. Но посмотрим, как сложится жизнь.
Автор: Татьяна КУЛИКОВА, «Владивосток»