Развяжи мне ручки, бабушка! или Цветы запоздалые…
Наверное, это был знак свыше. За несколько часов до трагедии непоседа и озорник Вовочка прибежал с улицы и вручил бабе Ане два синих колокольчика, последние запоздалые цветы осени. «Это я тебе в подарок принес!» - выпалил он с порога, сияя такими же пронзительно синими в пол-лица глазищами. Быстро проглотил обед и, несмотря на бабушкины протесты, снова улизнул гулять, перемахнув через перильца балкона (семья живет на первом этаже).
Наверное, это был знак свыше. За несколько часов до трагедии непоседа и озорник Вовочка прибежал с улицы и вручил бабе Ане два синих колокольчика, последние запоздалые цветы осени. «Это я тебе в подарок принес!» - выпалил он с порога, сияя такими же пронзительно синими в пол-лица глазищами. Быстро проглотил обед и, несмотря на бабушкины протесты, снова улизнул гулять, перемахнув через перильца балкона (семья живет на первом этаже).
Вернулся Вовочка домой… месяц спустя без обеих ручек. Хирурги, которые провели несколько сложнейших операций, спасая его жизнь, сказали одно: «Мальчонка в рубашке родился». Было ему в ту пору четыре годика.
ХОЧУ БЫТЬ МОТОЦИКЛИСТОМ!
Через несколько дней Вове Коптеву исполнится шесть. А еще через неделю он пойдет в первый класс. Вместе с бабушкой Анной Матвеевной Щербаковой мальчик недавно вернулся из Санкт-Петербурга. В институте протезирования и технических средств реабилитации им. Г. А. Альбрехта ему изготовили приспособления для еды и письма.
Панельная пятиэтажка, где живет баба Аня с двумя внуками - Саше, старшему братику Вовы - 7,5 года, стоит в центре пос. Пограничного, на ул. Кирова, в нескольких метрах от редакции газеты «Вестник Приграничья». Именно журналисты первыми рассказали о трагедии, приключившейся с Вовой, организовали совместно с районной администрацией благотворительный марафон по сбору средств.
Не без волнения нажимаю кнопку звонка. Вспоминаю, как весной этого года при первом знакомстве с Вовочкой (он приезжал во Владивостокский цирк по приглашению Детского фонда) купила ему в антракте сок, шоколадку, подхожу, протягиваю… И тут меня как током пронзило, что же я делаю, ведь мальчик взять это не может. Выручила бабушка - Анна Матвеевна. Она и рассказала тогда Вовочкину историю.
- В ту черную субботу, 6 октября 2002 года, я весь день провозилась с большой стиркой. И никак не могла мальчишек загнать домой, поедят и опять на улицу, - вспоминала она. - Наконец все закончила и уже направлялась к двери, чтобы разыскать неслухов, как раздался звонок - сколько раз я его потом по ночам слышала, сколько слез пролила... На площадке стайка детей: «Бабушка, Вова сгорел!». Не помню, как я очутилась у трансформаторной будки, а там уже «скорая». Я взяла его на руки, а из рукавов куртки торчат два черных, обугленных кулачка… Он забрался на крышу будки и ухватился ручками за провода…
…И на этот раз на помощь пришла бабушка. Вова, подросший, загоревший, в футболке с коротенькими пустыми рукавчиками, лишь коротко поздоровался, стрельнув в нашу сторону повзрослевшими глазами и продолжал смотреть телевизор, ловко переключая ногой кнопки на пульте и попутно буцкая той же ногой братца. Она тронула его за короткое плечико: «Ну, что ты насупился, встречай гостей!». Вовка вежливо улыбнулся, а когда на стол были выставлены сладкие гостинцы, и вовсе оживился. Затребовал чая. Но прежде бабушка поставила на белую нарядную салфетку тарелку с лапшой в бульоне. А потом достала из шкафа пластмассовое устройство с металлическими насадками, одна из которых цепко держала ложку, - новые Вовочкины ручки для еды. Есть у него еще одни - для письма. В будущем, если дело пойдет хорошо, изготовят новую пару помощников: для пользования зубной щеткой и снятия рук…
А пока Вова к нашему изумлению начал ловко зачерпывать ложкой лапшу, аккуратно отправляя ее в рот, время от времени вытирая подбородок о край салфетки.
- Это его в институте научили, - пояснила бабушка, - полмесяца специально занимались и вообще хорошенько внучка подлечили, спасибо докторам и добрым людям, что деньги нам на поездку собрали и откликнулись на мое черное горе кто чем мог. Низкий всем поклон. Вова - смышленый мальчик. Правда, освоить письмо у него пока никак не получается. Мы его решили в школу отправить с шести лет, потому что старший Саша в этом году идет в первый класс. Он будет с ним рядом, станет помогать: книжки поднести, в туалет сводить, а где надо, и на защиту стать. Хотя Вовка у нас сам отчаянный, если что - сдачи ногой даст. Да и дети лишь в первое время пытались его обидеть, а сейчас, наоборот, стараются помочь. Он и купаться с ними ходит, и во дворе мяч гоняет.
После чая с конфетами, пирожными Вовка, подобрев, решил продемонстрировать и другую пару механических помощников. Бабушка закрепила в железных «пальцах» шариковую ручку, я положила на стол журналистский блокнот. Буква «а» пока не получилась, но, будем надеяться, с этим Вова тоже справится. А вообще во взрослой жизни он мечтает стать мотоциклистом… Только бы бабушке подольше пожить, чтобы внук успел повзрослеть.
ЗАМЫКАНИЕ... СЕРДЦА
Новенький, серебристый импортный телевизор выглядит в бедно обставленной большой комнате двухкомнатной квартиры как инопланетное существо. Вся обстановка здесь: два дивана, два кресла, стол. Три ковра на стенах - как цветные дорогие заплатки, свидетельства другой, более благополучной жизни, где были муж, работа, подрастали сын и дочка. Мужа Анна Матвеевна похоронила, сын, отец Вовы, пьет горькую, невестка только что вышла из тюрьмы, где отсидела пять лет. Одна радость и надежда - дочь Татьяна.
Вовочку Анна Матвеевна забрала к себе, когда ему было полгодика. И не только его одного - всех четверых детей: двух старшеньких девочек от первого брака беспутной мамаши и обоих мальчиков. Поэтому, наверное, Вова в бреду все время кричал: «Дайте мне мою бабушку!». А когда она приехала, первое, что произнес: «Бабушка, ты меня любишь?». А потом попросил развязать ручки…
Телевизор подарил семье глава администрации Эдуард Николаевич Блинов. Местные же власти сразу после трагедии установили в квартире Анны Матвеевны телефон. Только вот Валерий Анатольевич Калугин, руководитель местного отделения «Электробытсервиса», в чьем ведении находится трансформаторная будка, ставшая причиной трагедии: на ней даже замков не было, так ни разу не позвонил.
Сразу после ЧП в отношении Калугина было возбуждено уголовное дело. Правда, вскоре оно было прекращено по примирению сторон.
- Что я - враг какой-то, - вздыхает Анна Матвеевна. - Ручки Вове уже не вернуть, а у мужика трое ребят, хоть уже и взрослые, но все равно дети… Он и помощь принес от предприятия - сначала 10 тысяч рублей, потом 20. И больше ни разу даже глаз не показал.
Впрочем, небедное предприятие в качестве помощи решило ежемесячно оплачивать Анне Матвеевне еще… 100 кВт потребленной электроэнергии при том, что бабушка Аня имеет 50-процентную скидку на коммунальные платежи как ветеран труда. Наверное, это тоже замыкание… сердца. К слову, сам Калугин, как рассказали в управлении социальной защиты населения, не последний кусок доедает. Имеет свое частное дело. Но в благотворительном марафоне не участвовал. Самый крупный взнос сделал тогда коллектив компании «Союзвнештранс» - пять тысяч рублей, люди приносили кто 200, кто 300 рублей. Набрали в общей сложности 20 тысяч. Недостающие семь тысяч добавила администрация района. Можно сказать, отправляли Вовочку на протезирование всем миром.
Но дело в том, что мальчику нужно обновлять протезы каждые 6-8 месяцев, он же растет. Вот и, вернувшись из Санкт-Петербурга, Анна Матвеевна привезла новый счет на будущую поездку - 24 тысячи рублей. И можно понять бабу Аню, которой посоветовали предъявить судебный иск предприятию «Электробытсервис» на один миллион рублей в качестве компенсации за случившуюся трагедию. Правда, этот иск уже около двух лет недвижимо лежит в районном суде пос. Пограничного. Сначала одна сторона затягивала с представлением необходимых документов, потом - вторая. Но, как заверила председатель суда Нина Васильевна Краснова, сразу же по представлении полного медицинского заключения о Вовином увечье суд состоится. Хочется надеяться…
А пока Анне Матвеевне, которая получает пенсию в 2400 рублей, предстоит очень много трат: Сашу и Вову собрать в школу - одеть, обуть, купить ранцы, учебники, тетрадки. Опять же стиральная машинка у нее, как на грех, сломалась. Но самая главная забота - где найти деньги на очередную поездку в Санкт-Петербург.
Прощаясь, Анна Матвеевна не удержалась и провела меня к той злополучной трансформаторной будке. Она стоит в глубине двора, недалеко от Вовиного дома: густо покрашенная серебрином, с замками на дверях. Но до сих пор - без ограждения, как это положено. А значит, беда еще может постучаться в любую семью.
* * *
Всем, кто хочет протянуть Вове Коптеву руку помощи, сообщаем расчетные банковские счета. Нужно только сделать пометку - «На программу «Соучастие в судьбе» - для Вовы Коптева».
Приморское краевое отделение общероссийского общественного фонда «Российский детский фонд»
690000, г. Владивосток, ул. Уборевича, 30/37, каб. 814,
тел. 42-84-95, факс (4232) 42-84-93
ИНН 2536048304, р/cчет 40703810100000056301 в ОАО АКБ «Приморье»
Г. Владивосток к/с 30101810300000000795, БИК 040502795
Р/с 40703810200100000033 в ОАО «Дальневосточный банк» г. Владивосток
К/с 30101810900000000705, БИК 040507705 ИНН 2536048304
Р/с 40703810605110000020 в филиале Банка «Дальневосточное ОВК» г. Владивосток
К/с 30101810700000000853 БИК 040507853 ИНН 2536048304
Хотя было бы просто замечательно, если бы нашелся у мальчика надежный помощник на всю жизнь. Она Вове Коптеву предстоит нелегкая.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА (фото), «Владивосток», Владивосток - пос. Пограничный