Сообща отстаивать интересы районов
Председатель ЗСПК отвечает на вопросы редакций районных газет.
Традиционными стали пресс-конференции председателя Законодательного собрания Приморского края (ЗСПК) Сергея Сопчука. Как правило, они проводятся после очередной сессии, когда Сергей Андреевич отвечает на вопросы представителей краевых СМИ.
Сегодня вниманию читателей «В» предлагается материал, подготовленный по вопросам, поступившим от журналистов из районов. «Заочная» пресс-конференция – новая форма общения между руководителями районных СМИ, выражающих интересы своих читателей, и председателем краевого парламента.
Михаил ДОВЖЕНКО, редактор газеты «Золотая Долина», Партизанский район:
- Сергей Андреевич, может ли Законодательное собрание изменить ситуацию по проведению конкурсов на подготовку объектов ЖКХ районов к зиме? Нужно больше доверять районам в подготовке к отопительному сезону, у руководства на местах больше ответственности, чем у «чужого дяди» (бывает, в конкурсах побеждают фирмы, которые чуть ли не через год меняют свои реквизиты).
- Я согласен с такой постановкой вопроса. Сегодня при рассмотрении хода подготовки к зиме нас прежде всего волнует цена вопроса - объем финансирования, эффективность использования средств... В этой связи депутатов очень беспокоит ситуация, сложившаяся в краевом предприятии «Примтеплоэнерго». Расходы на его финансирование постоянно растут, что ставит муниципальные образования в сложное положение. Поэтому и поднимается вопрос о том, что деньги из краевого бюджета нужно отдавать непосредственно муниципальным образованиям, чтобы они могли распоряжаться ими наиболее эффективно. С моей точки зрения, отдача от такой работы была бы намного больше. Однако изменить ситуацию прямо сейчас невозможно. Край должен подготовиться к зиме, и проходить ее он будет с «Примтеплоэнерго». Хорошо это или плохо?
Думаю, что к теме передачи полномочий актуально вернуться весной следующего года, когда будут видны итоги и цена отопительного сезона-2004-2005. Нельзя также забывать, что уже с 1 января 2006 года согласно муниципальной реформе решение проблем ЖКХ переходит на первый уровень муниципальной власти – на уровень сельских и городских поселений. Так что вопрос по факту должен быть решен в их пользу. Я еще раз готов подтвердить, что с моей точки зрения «Примтеплоэнерго» не отвечает новым задачам, среди которых главная - снижение расходов.
Надежда ЛИТВИНОВА, директор издательско-редакционного комплекса «На берегах Уссури», Лесозаводский район:
- Какая помощь оказывается Законодательным собранием думе Лесозаводска и Лесозаводского района?
- Мы стараемся выстроить отношения с представительными органами власти всех муниципальных образований. Для этого в структуре Законодательного собрания создан отдел по взаимодействию с органами местного самоуправления, у которого большой объем работы, в том числе – выездные совещания, на которых мы обсуждаем наиболее сложные вопросы.
При Законодательном собрании существует также совет по местному самоуправлению, в который входят руководители представительных органов власти на местах. В совет часто обращаются за консультацией, методической и организационной помощью.
Если говорить конкретно о Лесозаводске, то председатель думы Евгений Александрович Сидоренко часто принимает участие в заседаниях Законодательного собрания края, посещает наши семинары. Он глубоко и ответственно вникает в суть вопросов реформирования органов местного самоуправления, поэтому работа с ним у нас проходит очень конструктивно.
Евгения СУРИЦ, редактор газеты «Бизнес-Арс», г. Арсеньев:
- Как решаются территориальные споры при утверждении границ между муниципальными районами, городскими округами, поселениями?
- Мы очень внимательно относимся к спорным моментам, стремимся к тому, чтобы они решались между близлежащими муниципальными образованиями путем переговоров. На самом деле спорных территорий совсем немного: Спасск - Спасский район, Арсеньев - Яковлевский и Анучинский районы. Эти вопросы рассматриваются в профильной комиссии, которая решает вопросы утверждения численности и границ муниципальных образований первого и второго уровня. В комиссию входят представители краевой администрации и Законодательного собрания. Их решения выносятся на рассмотрение Законодательным собранием на его заседаниях. Если спорных вопросов нет, то прохождение законопроектов происходит достаточно быстро. Если есть, то решения принимаются очень осторожно. Так, по предложению депутата Владимира Алексеевича Хмеля на июльской сессии был снят с рассмотрения вопрос о границах Арсеньевского городского округа. После соответствующих встреч и обсуждений мы планируем рассмотреть его в сентябре. Еще раз подчеркну, в спорных ситуациях решения приним
аются очень и очень осторожно и взвешенно, и только после широкого обсуждения на местах.
Людмила БУДКИНА, заместитель редактора газеты «Заветы Ленина», Ольгинский район:
- Когда Законодательное собрание завершит работу над законами о муниципальных районах и городских округах, и каковы следующие шаги в реформе местного самоуправления?
- По федеральному закону мы к 1 января 2005 года должны определить численность и границы всех муниципальных образований. На следующий год мы должны обозначить дату выборов, провести их, причем выборы должны пройти до 1 ноября 2005 года. Необходимо также привести в соответствие с федеральным законодательством и уставы муниципальных образований.
Думаю, что дальше все уровни власти приступят к оценке того, как работает новая система. И уже на основе такого анализа будут приниматься решения по ее корректировке.
Галина ОСЕЛЕДЕЦ, заместитель редактора газеты «Заря», Октябрьский район:
- Какую долю в законотворческих планах занимают законопроекты, способствующие развитию сельскохозяйственной отрасли?
- Всего с начала деятельности Законодательного собрания разработано и принято 32 закона, касающихся продовольственной политики и природопользования (всего принято 142 закона). С начала нынешнего, третьего, созыва принято 12 таких законов. В их числе следует отметить законы о государственном регулировании семеноводства сельскохозяйственных растений в Приморском крае, о нормах предоставления земельных участков в собственность, о регулировании земельных отношений, об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о порядке проведения землеустройства, о государственной поддержке граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Все они направлены на развитие сельскохозяйственной отрасли. Как видите, вопросам землепользования и развития сельского хозяйства мы уделяем очень большое внимание. Во многом это происходит благодаря хорошей работе нашего профильного комитета.
Ольга РУДЕНКО, заместитель редактора районной газеты «Сихотэ-Алинь», Красноармейский район:
- В крае идет реформа местного самоуправления, в соответствии с которой практически каждый населенный пункт становится самостоятельным муниципальным образованием. За счет чего будут жить эти образования, наполнять бюджет, содержать «социалку», если производство на селе свернуто, а люди большей частью ведут натуральное хозяйство?
- В настоящий момент вносятся серьезные изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, в результате чего должно произойти четкое разграничение налогов по уровням власти. Это весьма положительный момент. Теперь муниципальные образования первого и второго уровней, субъект федерации и федерация в целом – все будут точно знать, из чего формируется их доходная часть. Это позволит планировать работу на перспективу.
Теперь о другой стороне вопроса. Все хорошо понимают, что большинство регионов и образований в них – дотационные. Своих доходов им не хватит. В этом случае муниципальные образования как первого, так и второго уровня будут получать дотацию из краевого бюджета. Поскольку друг другу муниципальные образования не подчиняются, то будут вестись две таблицы финансовой поддержки, в первой будут расписаны муниципальные районы, городские округа, во второй таблице – городские и сельские поселения. Безусловно, территории края будут дотироваться из краевого бюджета, который сам является дотационным из федерального бюджета. В этой связи большая нагрузка и ответственность лягут на тех, кто будет на местах составлять бюджеты своих образований. Они должны будут не только научиться их составлять, но и отстаивать перед краем. В этом плане мы готовы помогать им.
Виктор ХОЛЕНКО, редактор газеты «Победа», Пожарский район:
- Может ли Законодательное собрание выступить с законодательной инициативой, чтобы доля налогов, собираемых с территорий, была увеличена в полтора-два раза? Районы, муниципалитеты чахнут без денег, у них нет стимула для расширения налогооблагаемой базы за счет развития малого и среднего бизнеса.
- Вопрос о том, какие налоги и в каком объеме закрепить за тем или иным уровнем власти, решается в центре. Сейчас эта работа находится в самом разгаре. Более-менее четкая схема найдет свое отражение в бюджете страны на 2005 год. С началом его исполнения будет накапливаться информация о его плюсах и минусах. Поэтому говорить о том, что и насколько необходимо увеличивать, можно будет только со временем. Хотя нужно четко понимать - районам, где нет производства, поступлений от налогов все равно не хватит. Поэтому стимул для развития малого и среднего бизнеса есть всегда и у всех. Любой бизнес – это новые рабочие места, налоги не только с предприятий, но и налог на доходы физических лиц, 50 процентов которого остается непосредственно на территории.
Вячеслав ШИПИЛОВ, редактор газеты «Приморец», Хасанский район; Людмила КАЛАШНИК, заведующая отделом газеты «Восход», г. Арсеньев; Ольга РУДЕНКО, заместитель редактора районной газеты «Сихотэ-Алинь», Красноармейский район:
- Будет ли оказываться краевыми властями помощь, в том числе и финансовая, районным газетам, которые являются непосредственным проводником политики государственной власти и осуществляют связь с жителями? Возможно ли финансирование районных газет из краевого бюджета?
- Действительно, районные газеты для большинства жителей многих районов, особенно сельских территорий, являются единственным источником информации о событиях в крае и в районе. Районные газеты выполняют очень важную роль, поэтому и было принято депутатами ЗСПК в свое время решение о дотировании районных газет из краевого бюджета для оплаты стоимости бумаги и типографских услуг.
Мы понимаем, что это только часть затрат. Есть еще расходы, связанные с заработной платой, с коммунальными платежами, и ряд других. И вот здесь свое слово должны сказать сами муниципальные образования. Дело в том, что газеты по своему статусу являются газетами муниципальными (их учредителями, как правило, являются муниципальные образования). Следовательно, для них должен действовать принцип софинансирования: часть затрат берет на себя край, часть – районы. Мы понимаем, что подавляющее большинство районов – дотационные и в них денег на все не хватает. Тем не менее при составлении районных бюджетов нужно настаивать на включении всех необходимых для газет средств. В этом должны быть заинтересованы как районные главы, так и депутаты на местах. Если не будет газет, то кто будет рассказывать об их работе?
Депутаты Законодательного собрания со своей стороны готовы оказать максимальную поддержку при защите районами таких расходов в своих бюджетах. С моей точки зрения, было бы справедливо прописать необходимые средства в краевом бюджете отдельным приложением. В подобном приложении был бы виден необходимый объем финансирования для каждой газеты. Ранее была такая схема работы. Думаю, что в 2005 году нам следует более подробно остановиться на этой проблеме. Но в любом случае вы должны провести соответствующую работу среди своих депутатов и глав, чтобы они также отстаивали ваши интересы и не боялись включать расходы на газеты в бюджеты в полном объеме.
Юрий ШАДРИН, редактор газеты «Вестник Тернея», Тернейский район:
- Есть ли гарантия, что в следующем году не повторятся «игры» с рыбными квотами для местных становящихся на ноги предприятий, которые дают рабочие места жителям района?
- Чтобы не было «игр», нужна четкая законодательная база на уровне Российской Федерации. Нужен федеральный закон о рыбной отрасли, о чем сегодня много говорится. И визит президента показывает, что проблемам рыбной отрасли сегодня уделяется достаточно много внимания. Мы надеемся, что вопрос с принятием соответствующего закона будет решен в ближайшее время. Он должен не только урегулировать все вопросы, но и убрать рычаги, имеющиеся сегодня у чиновников и позволяющие влиять на процессы распределения квот.
Виктор ХОЛЕНКО, редактор газеты «Победа», Пожарский район:
- Может ли Законодательное собрание обеспечивать районные газеты сборниками краевых законодательных актов? Районные газеты не имеют в штате юристов, при работе с письмами не всегда могут дать компетентную консультацию людям.
- Сегодня мы в обязательном порядке рассылаем исполнительным и представительным органам на местах всю информацию о принятых законах и постановлениях и их тексты. Очень часто рассылаем информацию и о разрабатываемых законопроектах, чтобы узнать мнение с мест по тому или иному вопросу. Поэтому вы всегда можете обратиться в свои администрации за текстами краевых законодательных актов. Кроме того, вся необходимая информация есть на сайте ЗСПК, кстати, в ближайшее время сменится его оформление, он станет более информативным и удобным в пользовании. Также мы организовали подписку на наше официальное издание «Ведомости Законодательного собрания Приморского края», и теперь ее можно оформить в любом почтовом отделении края.
Автор: Материал подготовлен отделом прессы и информации Законодательного собрания