Приморского учителя нужно любить духовно и материально, или Тысяча вопросов перед новым годом
На краевом совещании руководителей муниципальных управлений образования поставили задачи на предстоящий учебный год.
На краевом совещании руководителей муниципальных управлений образования поставили задачи на предстоящий учебный год.
Готовы ли школы к учебному году? Каков дефицит учительских кадров и что делать, чтобы заманить педагога в село? Сколько и по какой системе будет получать учитель? Каково качество обучения в приморских школах? Будут ли школьники сдавать ЕГЭ? Эти и многие другие вопросы обсудили специалисты на традиционном августовском совещании.
Прямо скажем, приморскому образованию есть чем гордиться: это одна из самых стабильных отраслей нашей жизни. В Приморье действуют 11 краевых целевых программ по укреплению материально-технической базы общеобразовательных учреждений. Это позволило обновить технологическое оборудование в школьных столовых, улучшить противопожарную безопасность, обеспечить школы новой мебелью, наглядными пособиями, учебной литературой и спортивным инвентарем. По договору с Минобразования (по финансам - пополам с краевой администрацией) практически во всех сельских школах появились компьютерные классы. Компьютеризированы 35 детских домов, 18 учреждений начального профессионального образования. Сейчас начинается подключение школьных сельских библиотек к Интернету.
О качестве образования в наших школах, наверное, можно спорить. И все же на всероссийских олимпиадах приморские школяры завоевали беспрецедентное количество дипломов, в том числе первой степени. 157 выпускников получили золотые медали. И в школах работают 80 процентов учителей с высшим образованием.
Но и нерешенных проблем и белых пятен перед предстоящим учебным годом немало. И самое главное - как и по какой схеме будут получать зарплату работники образования? Дело в том, что с 1 января 2005 года в связи с административной реформой систему оплаты труда, так же как и ее уровень, будут определять региональные власти, которые сейчас обсуждают разные проекты будущего документа. Пока известно одно: по закону зарплата специалиста-бюджетника в 2005 году не должна быть ниже, чем его заработок на 31 декабря 2004 года. Но жизнь говорит о другом: она должна быть на порядок выше, чтобы учитель остался в школе и мог свести концы с концами! Пока эти вопросы остаются в стадии решения.
Острым остается вопрос о противопожарной оснащенности школ, хотя и здесь дело сдвинулось с мертвой очки. Правда, в учреждениях так и не появились массово пожарная сигнализация и системы оповещения, но решетки на окнах дружно ликвидированы, закуплено и приведено в порядок специальное противопожарное оборудование.
В этом году впервые за последнее время система образования вновь оказалась перед проблемой: не хватает детских садов! Когда рождаемость упала, многие детские учреждения были отданы в аренду, перепрофилированы, распроданы. И теперь, когда рождаемость подросла, малыши остались без уютных садов. «Надо пересмотреть договоры аренды и по возможности вернуть собственность», - заявил на совещании руководитель департамента науки и образования администрации Приморского края Сергей Пикин.
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»