О, эти запахи и звуки…

«У каждого дела запах особый. Булочник пахнет тестом и сдобой…» - помните этот детский стишок, читатель? Одно из пяти чувств, данных человеку для познания мира, - обоняние и собственно запахи играют в нашей жизни очень важную роль. Запах может раздражать и успокаивать, навевать радостные воспоминания или вызывать головную боль. Запахами даже можно лечить!

13 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1605 от 13 авг. 2004

«У каждого дела запах особый. Булочник пахнет тестом и сдобой…» - помните этот детский стишок, читатель? Одно из пяти чувств, данных человеку для познания мира, - обоняние  и собственно запахи играют в нашей жизни очень важную роль. Запах может раздражать и успокаивать, навевать радостные воспоминания или вызывать головную боль. Запахами даже можно лечить!

Кто из нас, входя в новое незнакомое помещение, не тянет глубоко носом: ну-ка, чем пахнет? Вспоминая детство, обязательно скажем: запах родного дома. Держа на руках грудного малыша, с наслаждением вдыхаем его аромат: смесь молока и нежности. Всю свою жизнь человек как бы плывет по реке ароматов – от одного к другому. Берите в руки вкусно пахнущую типографской краской газету в руки, читатель, устраивайтесь поудобнее. Сегодня мы будем путешествовать по миру запахов…

ЧЕМ ПАХНЕТ ДЕТСТВО?

Для кого-то это запах ненавистной манной каши и кипяченого молока с тошнотными пенками. Мое детство было напитано другими ароматами.

Одно из трогательных воспоминаний нежного возраста связано с ежедневным ритуалом. После трудовых будней папа любил, когда я массажной расческой причесывала ему волосы. Густая шевелюра отца, он был художником, источала особый запах. Его волосы неизменно пахли масляными красками. Не теми, что красят полы из необъятных железных банок, а живописными, теми, что выдавливают из маленьких тюбиков на мольберт. От трепетного прикосновения дочкиных рук папа млел, привалившись на диванчик. Сначала он рассказывал какие-то байки, но уже минут через пять нес полный бред и засыпал, «пуская пузыри». Я замирала, слушая тихое урчание его храпа. А если тихонько пошевелить духмянистую шевелюру, папа, выпадая из сна, опять заводил свои выдуманные истории.

Сегодня художники предпочитают писать лишенными запаха акриловыми красками. Принюхиваться к ним с ностальгическими намерениями бесполезно…

Воспоминания о маме связаны с запахом книг. Мама работала товароведом на книжной базе. Летом она частенько брала нас, неприкаянных каникулярных дочерей, с собой. Бесконечные ряды печатных изданий наполняли пространство терпким запахом типографской краски. Новенькие книжки упаковывали для отправки по магазинам в листы шероховатой светло-коричневой бумаги. Она тоже имела свой особый запах, когда ее с характерным хрустом располосовывали большим резаком.

Попадая в книжные ряды, я с особым чувством перелистываю свеженькое издание. Наверное, странно выглядит женщина, обнюхивающая книжку, прежде чем купить ее.

Моя чудная бабушка была отменной кулинаркой. Но не ароматы ее непревзойденных пирогов, борщей и вареников с картошкой запали в мою эмоциональную память, а совсем иные запахи. Оберегая от ношения тяжестей пожилого человека, на рынок за продуктами ходили мои тогда еще молодые родители. Бабушкиным приоритетом была покупка молока и хлеба. В ее древнем ридикюле славным образом уживались стираные и высушенные целлофановые пакеты, пачка «Беломора»(бабуля курила с фронтовых времен) и платочек, надушенный «Красной Москвой». И если буханка «Подольского» хлеба не источает запаха папиросного табака и духов, любимых советскими труженицами, для меня она, как шампанское без пузырьков. Но добиться той уникальной пропорции ароматов мне так и не удалось. Хотя «ведусь» на составляющие, как полковая лошадь при звуке трубы.

МОЖЕТ БЫТЬ, ИЛИ «БЫТЬ МОЖЕТ»…

От первого поцелуя любой девушке голову сносит так, что не до сопутствующих запахов. Эффект наступает потом.

Почему вдруг сердце начинает звенеть в груди, как чайная пара в неврастенической руке, при запахе свежеструганых досок, влажной штукатурки и звука электропилы?

Лето, прохлада недостроенной дачи, легкое прикосновение его руки, поворот головы навстречу… А при чем здесь духи «Быть может»? Вспоминаю: машинально капнула за ушко перед выходом из дома. И угодила в «капкан» эмоциональной памяти. И если свежие доски, электропила «Дружба» и влажная штукатурка – не проблема, то где же сегодня взять флакончик тех самых духов, чтобы, соединив и запахи, и звуки, хоть на миг вернуть флер первого поцелуя? Или этого не может быть?..

Автор: Татьяна БАТОВА, «Владивосток»