Лучше льгот могут быть только деньги

В воскресенье, 8 августа, когда Совет Федерации обсуждал закон о замене льгот деньгами, пробраться к зданию верхней палаты в Москве было непросто: кордоны милиции преграждали путь возможным зачинщикам бунта, «бессмысленного и беспощадного». Но, несмотря на препятствия, толпа на Большой Дмитровке все-таки собралась, правда, вполне цивилизованная - никто здание не штурмовал, сенаторов за полы пиджаков не хватал, овощами не бомбардировал, сторублевыми бумажками не разбрасывался.

13 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1605 от 13 авг. 2004

В воскресенье, 8 августа, когда Совет Федерации обсуждал закон о замене льгот деньгами, пробраться к зданию верхней палаты в Москве было непросто: кордоны милиции преграждали путь возможным зачинщикам бунта, «бессмысленного и беспощадного». Но, несмотря на препятствия, толпа на Большой Дмитровке все-таки собралась, правда, вполне цивилизованная - никто здание не штурмовал, сенаторов за полы пиджаков не хватал, овощами не бомбардировал, сторублевыми бумажками не разбрасывался.

Стояли дружно, миролюбиво - независимо от отношения к реформе. В руках держали как лозунги протеста против денежных компенсаций льгот, так и прямо противоположного содержания. Журналисты сочли, что митингующих согнали к зданию в принудительном порядке, специально отобрав по каким-то неведомым спискам, - уж больно хорошо было организовано мероприятие: не успело закончиться голосование в СФ, как все участники митинга расселись по фирменным автобусам и разъехались восвояси.

Впрочем, не исключено, что страсти, связанные с реформированием бюджетных отношений в стране, частью чего должна стать и замена льгот на деньги, начинают стихать. Вот и Совет Федерации утвердил законопроект практически единогласно, хотя на этапе обнародования правительством своих революционных планов возражений со стороны сенаторов было немало.

Причин лояльности членов СФ к правительственным новшествам несколько. Во-первых, в процессе обсуждения деталей закона участвовали все ветви власти, в том числе и верхняя палата. В результате были учтены многие поправки, предложенные через сенаторов регионами. Во-вторых, выяснилось, что шумиха, поднятая оппозицией, да и банальными политическими хулиганами вроде лимоновцев, на самом деле есть не что иное, как примитивный популизм, имеющий целью набрать очки у электората. Ну и, наконец, при ближайшем рассмотрении оказалось, что граждан, которые реально повысят свой жизненный уровень в результате реформы, гораздо больше, чем тех, кто, на первый взгляд, понесет потери.

Приморский сенатор Олег Кожемяко далеко не сразу принял решение голосовать за принятие закона. Накануне заседания в СФ он отправил запрос в Законодательное собрание края с тем, чтобы учесть мнение депутатов при голосовании. Но ответ не пришел: вероятно, законодатели и сами не пришли к единому мнению, что лишний раз подчеркивает сложность обсуждаемого закона и ответственность за то или иное решение, связанное с его принятием.

- Когда я встречался с ветеранами войны, которые, по предварительным прогнозам, получив деньги, лишатся части причитающихся им льгот, то был решительно настроен голосовать против компенсаций. Но другие категории граждан, которые раньше льгот и в глаза не видели, например, жители сельских районов, были очень рады новому закону. Совету Федерации пришлось усиленно работать, чтобы учесть интересы и тех, и других. Все то время, которое ушло на обсуждение закона в Госдуме в процессе второго и третьего чтений, мы добивались, чтобы льготники получили право выбрать форму помощи от государства - денежную или натуральную. И такая возможность им будет предоставлена с 2006 года, когда все плюсы и минусы закона приобретут конкретную форму в течение предыдущего года, - говорит Олег Кожемяко.

- Кроме того, депутаты Приморского Законодательного собрания и я много говорили о дефиците информации вокруг реформы, - продолжает Олег Николаевич. - В последние недели и дни правительство сделало все возможное, чтобы мельчайшие детали закона стали известны максимальному числу людей. Когда туман рассеялся, когда разработчики реформы досконально объяснили всем, что, собственно, намерены сделать, общая картина уже не выглядела столь пугающей, как это было вначале.

В день обсуждения члены Совета Федерации выслушали министра финансов Алексея Кудрина, которому задали все свои вопросы. Главная проблема обсуждаемой реформы заключается в том, хватит ли регионам собственных средств для исполнения перед льготниками обязательств, передающихся на региональный уровень федеральной властью. По-прежнему актуально деление России на богатых и бедных субъектов, бюджетные возможности которых совершенно различны. Алексей Кудрин заявил, что если до сих пор государственные трансферты в бедные регионы составляли иногда 60 процентов всего бюджета субъекта РФ, то при необходимости для того, чтобы помочь региону выполнить обязательства перед льготниками, эту цифру можно будет увеличить и до 80 процентов. Сумма, которую намерено выделить правительство для сбалансирования бюджетов, составляет 30 миллиардов рублей. Это на 10 миллиардов больше, чем планировалось ранее.

- Опасение, что льготников бросят на произвол местных властей, лишено основания, - говорит Олег Кожемяко. - У правительства есть деньги, предназначенные для проведения реформы, и оно уже просчитало, кому и сколько понадобится в точном соответствии с теми цифрами расходов на льготников, которые были представлены с мест региональными властями. Ведь не секрет, что часто в бюджет региона закладывалась одна сумма -  соответствующая общей стоимости всех льгот, а реально людям выплачивалась совсем другая, более низкая. Правительство отталкивалось от сумм реальных, а не завышенных. Скажем, если в каком-то регионе в 2003 году расходы составили 20 процентов от той бюджетной статьи, которая регламентирует содержание льготников, а в каком-то - 100 процентов, то именно эти показатели и стали базовыми для расчетов правительства. А это значит, что объем социальной помощи во всяком случае не уменьшится. С учетом же того, что раньше многие льготники не получали вообще ни копейки, сейчас можно ожидать повышения их жизненного уровня. Пусть ненамного, но это лучше, чем не получать вообще ничего.

- Согласно реформе в региональных бюджетах остается та часть налогов, которая раньше шла в федеральный бюджет, и местные власти смогут из этих денег выплачивать компенсации населению, - продолжает приморский сенатор. - Например, комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды, членом которого я являюсь, сделал все, чтобы суммы сбора за участие в конкурсах-аукционах по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступали в доход бюджетов субъектов федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках. То же самое относится к сборам за выдачу лицензий по аналогичным участкам недр. Кстати, мы добились и того, чтобы финансирование ЗАТО Фокино осуществлялось с учетом особенностей, установленных законом РФ «О закрытом территориальном образовании» от 14 июля 1992 года. Ну а налоги, отчисляемые из регионов в центр, также пойдут на нынешнюю реформу - только по линии правительства.

Многочисленные митинги протеста, волной прокатившиеся по стране, и в том числе по Приморскому краю, создали абсолютно нерабочий, неконструктивный фон для спокойного, взвешенного обсуждения реформы, не говоря уж о ее безоговорочном принятии. Под шумиху социального протеста не заметили, как много существенных поправок успела внести в проект Госдума по предложениям Совета Федерации. Сегодня закон имеет уже совсем другой вид, нежели тот, который был вынесен на обсуждение в первом чтении. Те, кто знаком с его содержанием, практически не сомневаются, что такой закон необходим, что он принесет реальную пользу малоимущим слоям населения.

- Теперь самая главная проблема - будет ли реализован механизм проведения закона в жизнь, - комментирует Олег Кожемяко. - Ответственность региональных властей перед жителями в результате реформы неизмеримо возросла. Свалят ли они вину за свою необязательность на отсутствие денег или же начнут активно работать в части сбора налогов, в части повышения контроля над необоснованными бюджетными расходами - покажет время.

Впрочем, за работой этого самого механизма обязана следить и центральная власть. В Совете Федерации намерены проводить специальный мониторинг исполнения на местах всех положений закона. Надо думать, в контроле над регионами и заключается та часть ответственности, которую взяли на себя федеральные ветви власти, разрабатывая реформу и отдавая за нее свои голоса.

Автор: Елена ПАНОВА, специально для «В»