Останется ли графский прах во Владивостоке, или Две грустные истории на одну тему
Ходят упорные разговоры о том, что хабаровские власти обратились к руководству Приморья с просьбой разрешить забрать прах графа Муравьева-Амурского, который больше 10 лет назад был перевезен во Владивосток из Франции для предания его земле в краю, где он бывал (до Владивостока Муравьев-Амурский так и не добрался) и где в его честь установлен памятник.
Ходят упорные разговоры о том, что хабаровские власти обратились к руководству Приморья с просьбой разрешить забрать прах графа Муравьева-Амурского, который больше 10 лет назад был перевезен во Владивосток из Франции для предания его земле в краю, где он бывал (до Владивостока Муравьев-Амурский так и не добрался) и где в его честь установлен памятник.
Место последнего земного, а если быть более точным, владивостокского пристанища графа Муравьева-Амурского не может не вызывать горького стыда, особенно, если знать, как мирно и тихо ему до этого спалось на русском кладбище в Сент - Женевьев де Буа, в фамильном склепе рядом с благоверной супругой. Не будем описывать все перипетии того давнего великого «переселения», скажем только, что, прослышав о том, что срок кладбищенской аренды для графа истек и его могут потревожить, владивостокские краеведы из лучших побуждений решили вернуть почитаемые останки на родину. Справедливости ради стоит заметить, противников у той идеи тоже хватало. Но сейчас речь уже не о том.
Несколько лет назад ретивые городские власти решили осуществить проект века, перебросив над бухтой Золотой Рог канатную дорогу. А место для одной из ее опор облюбовали аккурат у графского погребения. Загнали технику, разворотили все вокруг, огородив площадку многометровым забором из бетонных блоков. Какой уж тут вечный покой!…
Сейчас сюда и подойти-то толком нельзя. О часовне, которая должна была подняться рядом с памятным местом, похоже, тоже забыли. Только собачек это место для выгула по-прежнему устраивает…
Сегодня мы не собираемся выносить на обсуждение вопрос очередного «переселения» останков графа Муравьева-Амурского, хотя, если он не «рассосется», это все же придется сделать. Прежде всего, чтобы покаяться - память нуждается в достойном пристанище.
А пока хочется вспомнить еще одного славного «предка» Владивостока и деятельного сподвижника графа Муравьева-Амурского - адмирала Завойко. В последние дни июля Василию Степановичу, одному из доблестных офицеров российского флота, «воспитаннику» знаменитого флотоводца М. Лазарева, геройскому защитнику Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры в 1854 году, исполнилось бы 195 лет.
Адмирал Завойко, получивший за Петропавловск-Камчатский Георгиевский крест, более 15 лет работал администратором в Хабаровском крае и был отправлен в отставку в звании полного адмирала, с хорошей пенсией. Свой мирный век он уехал доживать в Подольскую губернию, но связь с Дальним Востоком никогда не терял.
Завойко получал много писем от своих сослуживцев, в том числе из Владивостока. В день своего 85-летия Василию Степановичу вручили телеграмму от владивостокского Морского собрания с приглашением пожаловать на открытие памятника Г. Невельскому, которое, по планам, должно было произойти через два года. Увы, здоровье не позволило отставному адмиралу сделать это.
Завойко умер в возрасте 90 лет. Владивостокские морские офицеры решили установить памятник в его честь, был объявлен сбор средств. Весной 1908 года в уютном скверике на ул. Петра Великого при большом стечении народа памятник, великолепно исполненный, был открыт. В один из весенних дней 1930 г. китайские рабочие свалили бронзовую скульптуру с пьедестала. Идея пришла «снизу»: рабочий с Дальзавода Грачев написал жалобу в крайком партии - заводу нужен металл, а тут столько бронзы пропадает, и предложил пустить памятник на переплавку. Впрочем, есть другая версия, согласно которой памятник купили японцы и сейчас он якобы находится в одной из префектур.
На пустовавший 15 лет постамент в августе 45-го взошел Сергей Лазо. Разумеется, герой гражданской войны здесь ни при чем. Все дело во власти.
Но если говорить об исторической справедливости, Завойко должен вернуться.
Послесловие. Завтра к могиле Муравьева-Амурского придут с цветами самые памятливые, чтобы отметить 195-й день рождения графа.
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток», Виктор ПОЛОУХИН, специально для «В», фото из архива Виктора ПОЛОУХИНА