«Крот» хорош, но требует доработки

Идеи инженера облегчают жизнь на даче Приморская земля всегда славилась своими умельцами. Эдакими Левшами или Самоделкиными. Но которые не блоху на потеху куют, а постоянно что-то изобретают и делают механизмы или технику на благо себе и другим. И рубрика «Руки растут откуда надо!» нашего журнала является ярким тому подтверждением.

1 авг. 2008 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №16 от 1 авг. 2008

Сегодня представляем вам группу инженеров-энтузиастов, которых сплотили соседние дачные участки. Олег Мусоров - неработающий пенсионер, имеющий больше свободного времени для воплощения творческих задумок, стал неофициальным лидером непризнанного КБ (конструкторского бюро). И это несмотря на свои 70 лет. Его энергии и проектам могут позавидовать молодые рационализаторы. Никогда не сидел без дела уважаемый связист и заслуженный в отрасли человек. Он и сейчас, находясь на пенсии, постоянно мастерит. Изготовленные его руками агрегаты и приспособления помогают в работе на дачных участках. Одним из главных механических помощников на даче Олег Николаевич считает мотоблок «Крот». Но при условии доработанных и местами усиленных конструкций и соответственно расширении возможностей агрегата.Все доработки велись с минимальным вмешательством и изменением основных узлов мотоблока. Главными узлами разработок явились: дополнительный редуктор 1/3, приводные колёса, окучник, фрезы, картофелекопалка, органы управления приводными колесами и т. д.- Сейчас садоводам и огородникам специализированные магазины предлагают различные товары, якобы самые необходимые для работы, - рассказывает Олег Николаевич. - На самом деле они не всегда удобны и полезны. Дачники со стажем помнят, что раньше даже элементарную тяпку было трудно приобрести. А те, что были, оказывались не совсем удобными. Приходилось и их делать вручную, чтобы можно было эффективно использовать.Первый мотоблок МБ-1 отечественного производства получил в подарок от сына мой родственник (передовик сельского хозяйства и дважды орденоносец). К сожалению, агрегат мало подходил для пенсионеров, был крайне тяжёлым по весу и в управлении. Родилась идея на базе двигателя УД-2 Ульяновского завода сделать мини-трактор с блокировкой колёс, гидравлическим управлением, навесными инструментами для всех видов приусадебных работ. Он проработал на приусадебном участке Николая Васильевича Ионенко в паре с мотоблоком МБ-1 в селе Яконовка более 10 лет. Кстати, продающиеся нынче мотоблоки американского и другого импортного производства с весом чуть более 30 кг также не приспособлены для пахоты, хотя их активно рекламируют для этой цели (ведь помимо мощности нужен и серьёзный вес для обеспечения сцепления с почвой).Первый мотоблок собственного исполнения был сделан примерно 20 лет назад на основе силового агрегата от мотороллера «Электрон», остальные детали пришлось изготовить самому. У него также имелись отдельные недостатки. Для второго мотоблока использовался движок от японского мокика «Джемини». Года через 3-4 случилась поломка, а запасных частей не нашлось.После долгих поисков я остановился на мотоблоке «Крот» Омского завода. У него было преимущество: в едином узле двигатель с топливным баком, редуктор 1/8 с валами для силовых элементов, малый вес, ременная трансмиссия, широкое поле деятельности для конструирования. К недостаткам МБ «Крот М» можно отнести: неграмотно с инженерной точки зрения спроектированный пластмассовый шкив двигателя, 4-ножевой диск фрезы (при работе на наших грунтах создаёт тряску и плохо рыхлит почву, его пришлось заменить на 6-ножевой диск), очень слабая и неудобная конструкция рулевого управления, отсутствие пониженной скорости и регулятора оборотов.На наших расположенных по соседсту четырёх дачных участках «на вооружении стоят» 3 мотоблока, 2 «Крота М» и 1 «Немец». Наша группа в составе Н.А. Юрченко,В.М. Захарова и вашего слуги на протяжении нескольких лет занималась доработкой МБ «Крот М» и созданием элементов навески и других дачных удобств, недоступных для «несунов-металлистов», приспособлений для перевозки инвентаря и техники в легковых автомобилях (такова сегодня действительность).«Немцем» сделали одну попытку про- рыхлить и окучить участок с картофелем, но получили неудовлетворительный результат. Мотоблок в дальнейшем занял прочное место в гараже, а на грядке прочное место заняла тяпка.А вот доработанный МБ «Крот» вполне годится для коллег-дачников. В первую очередь тем, что освобождает людей от тяжёлого физического труда.Преимущество «Крота» ещё в том, что он компактен по размерам, приспособлен для разных видов дачных операций, не тяжёл для перевозки в легковой машине. Это очень важно, ведь дачи основательно грабят и ничего нельзя оставить без присмотра на участке. Зачастую каждый раз на дачу приходится всё возить с собой. Для многих дачников - владельцев легковушек возить такой комплекс по плохим дорогам не станет обузой.НАША СПРАВКА. Сколько себя помнит Олег Николаевич, он всегда занимался конструированием. Тяга была к транспортным средствам, которые начал собирать ещё в конце сороковых годов прошлого века. На первых порах это были самокаты, коляска к мотороллеру «Тула», а также телевизоры, магнитофоны, автомагнитолы. Потом появились две настоящие легковые машины под названием «Омега». В названии закодированы инициалы авторов. Первые две буквы — Олег Мусоров, а три последующие принадлежат второму автору — коллеге Ерощуку Гелию Александровичу. В автомобиле использовался двигатель от «Запорожца», коробка передач и рулевое управление от «Москвича-407» с передним расположением, всё остальное, включая шасси, сделано ими с использованием комплектующих от других автомобилей и различной техники. Причём автомобиль официально зарегистрировали в ГАИ на основании предоставленных чертежей и технических данных.Этими изобретениями и усовершенствованиями коллектив дачников-энтузиастов не ограничивается. В их «копилке» есть летняя печка, водяной насос для душа или для полива, дисковый окучник, разборная тележка и многое другое. Всё это помогает в быту и в работе на даче.Николай КУТЕНКИХФото Олега МУСОРОВА и Николая ЮРЧЕНКО