Под флагом России

На заседании Морской коллегии, состоявшемся в середине июля в Архангельске, с докладом о проблемах российского морского транспортного флота выступил депутат Государственной думы от Приморья, заместитель председателя комитета ГД по энергетике, транспорту и связи, член фракции «Единая Россия» Виктор Клюс.

4 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1599 от 4 авг. 2004

На заседании Морской коллегии, состоявшемся в середине июля в Архангельске, с докладом о проблемах российского морского транспортного флота выступил депутат Государственной думы от Приморья, заместитель председателя комитета ГД по энергетике, транспорту и связи, член фракции «Единая Россия» Виктор Клюс.

С основным сообщением о задачах Морской коллегии в Архангельске выступил премьер-министр Михаил Фрадков; немалый интерес вызвало и выступление министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко. Он отметил, что отечественное судостроение сегодня поставляет не более 5 проц. обновляющегося флота в российские судоходные компании. Дело в том, что условия кредитования строительства судов иностранными и российскими банками просто несравнимы – к сожалению, не в пользу России. Наше государство сделало все, чтобы отечественный судовладелец заказывал флот за рубежом.

Свои предложения к заседанию коллегии подготовил Виктор Клюс. В его докладе обращается внимание на то, что основой развития морского транспорта России должна стать растущая грузовая база. И действительно, объем перевалки грузов через российские порты растет, а темпы роста перевалки российских грузов через порты сопредельных государств, напротив, снижаются. Однако налицо также и устойчивое уменьшение объемов перевозки грузов судами под российским флагом – с 64 млн. тонн в 1995-м до 23,3 млн. тонн в 2003-м. Это никак не соответствует положениям Морской доктрины РФ (в частности, об увеличении доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок). Более того, судовладельцы вынуждены регистрировать российский флот за рубежом, тем самым обеспечивая залог для строительства новых судов в оптимальном налоговом режиме. Все это ведет к тому, что Россия становится все более зависимой от мирового фрахтового рынка и увеличивает импорт транспортных услуг. Конкурентоспособность нашего флота снижается, а как следствие - возникает угроза национальной безопасности.

По мнению Виктора Александровича, основные причины кризисного положения нашего морского транспорта – это отсутствие должных преференций для национальных перевозчиков, а также несоответствие налогового и таможенного законодательства реальным экономическим условиям. Российское государство не обеспечивает своим компаниям равных условий конкуренции с зарубежными.

Часть обозначенных проблем можно решить принятием федерального закона о российском международном Реестре судов. «Защищенная законом грузовая база для судов под российским флагом может стать хорошим стимулом для привлечения в том числе и иностранных судовладельцев под наш флаг», - убежден Виктор Клюс. Депутат предложил Морской коллегии включить в план работы на 2004 год рассмотрение вопроса «О реализации Морской доктрины РФ в области морских перевозок», а также рекомендовать ряду заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций разработать план развития морского торгового флота России и использования для этих целей национальной грузовой базы в соответствии с принципами Морской доктрины.

Следующее заседание Морской коллегии состоится в конце года в Москве. Вслед за этим члены Морской коллегии планируют собраться и во Владивостоке.

СПРАВКА "В"

Морская коллегия - высший координационный орган, обеспечивающий согласованные действия органов федеральной власти в области изучения, освоения и использования Мирового океана. Председателем коллегии по должности является председатель правительства РФ. Состав Морской коллегии был утвержден распоряжением премьер-министра Михаила Фрадкова от 11 июня 2004. Членами коллегии стали ключевые министры федерального правительства – как силового, так и экономического блоков. В состав коллегии также вошел депутат Госдумы Виктор Клюс.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»