Патриотизм не бывает однодневным

День Военно-морского флота, ставший в этом году едва ли не самым запоминающимся праздником для жителей города Владивостока и зарядивший многих из них положительными эмоциями, остался в прошлом. Однако за резким всплеском патриотизма, произошедшим в столице Приморья в минувшие выходные, все как-то забыли, что российской армии по-прежнему приходится сталкиваться со множеством проблем.

3 авг. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1598 от 3 авг. 2004

День Военно-морского флота, ставший в этом году едва ли не самым запоминающимся праздником для жителей города Владивостока и зарядивший многих из них положительными эмоциями, остался в прошлом. Однако за резким всплеском патриотизма, произошедшим в столице Приморья в минувшие выходные, все как-то забыли, что российской армии по-прежнему приходится сталкиваться со множеством проблем.

Действительно, глядя на выстроившиеся в кильватер друг другу корабли Тихоокеанского флота, о проблемах вспоминается в самую последнюю очередь. Между тем они действительно есть, и в немалых количествах. Причем лежат эти проблемы куда глубже и куда дальше обыкновенных разговоров о нехватке государственного финансирования. Как известно, армия – это часть общества, которой волей-неволей приходится абсорбировать многие из существующих в нем проблем.

Конечно, можно сколько угодно говорить об этих социальных, экономических и демографических проблемах. Но прежде каждый из нас должен честно ответить на простой, но в то же время сложный вопрос: насколько действительно мы считаем эту армию своей?

Именно от ответа на этот вопрос, по сути, и зависит отношение жителей страны к своим вооруженным силам. Положение дел в армии таково, что сегодня они нуждаются не только в увеличении финансирования со стороны государства, но и в дополнительной помощи и поддержке со стороны общества. Причем поддержки, которая никак не привязана к каким-нибудь праздникам, а оказывается регулярно и искренне.

Примеров такой помощи пока не так уж и много, однако говорить, что их нет вообще - в корне неправильно. Тем более во Владивостоке, где издавна существует тесная связь жителей города и моряков ТОФ. Один из них – это пример Дальневосточного филиала Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК-ДВ), который взял шефство над кораблем Тихоокеанского флота – «МПК 17».

Малый противолодочный корабль 17 входит в состав Краснознаменной бригады надводных кораблей ТОФ, которая хорошо известна не только военным морякам, но и многим простым жителям Владивостока. Ведь сегодня ее по праву можно считать неотъемлемой частью истории Приморья. Созданная более 70 лет назад и сохранившая свое имя в смутные постперестроечные годы, когда было модно менять вывески и названия, Краснознаменная бригада надводных кораблей принимала участие практически во всех судьбоносных для края событиях.

В 1938 году во время конфликта в Хасане входящие в бригаду корабли обеспечивали действующие части продовольствием, вооружением и боеприпасами, перевозили раненых, несли боевой дозор, охраняли коммуникации. Во время Великой Отечественной войны ее моряки воевали на почти всех фронтах и флотах. В 1953 году – принимали участие в разминировании заливов и портов Северной Кореи, а в 1974 году - Республики Бангладеш.

За относительно недолгую историю своего существования «МПК 17» также смог достичь значительных результатов. Корабль был спущен на воду 29 августа 1991 года и с тех пор прошел 15 тыс. миль, неоднократно принимая участие и показывая лучшие результаты в сборах-походах, командно-штабных и зачетно-тактических учениях.

Взять шефство над «МПК 17» в НЛМК-ДВ решили по вполне понятным причинам. Как отметил директор Дальневосточного филиала Павел Пацвальд, предприятие хотело по-своему помочь экипажу корабля, сделать его службу на флоте более простой и комфортной и одновременно показать военным морякам их важность для города и края.

Павел Пацвальд достаточно часто посещает подшефный корабль, каждый раз привозя с собой подарки для экипажа. К Дню Военно-морского флота среди них оказалась видеодвойка и обещание отремонтировать кают-компанию, в которой моряки проводят свободное время.

- Мы ни в коем случае не пытаемся подменить государство, которое, как мы все хорошо понимаем, должно иметь боеспособную и сильную армию и обеспечивать высокий уровень жизни всем, кто в ней служит. Наше предприятие пытается по-иному помочь экипажу корабля. Я сам в прошлом военный моряк и хорошо знаю, как важно чувствовать себя на корабле, как дома, - объясняет Павел Владимирович. – При этом я уверен, что без особого отношения к людям, которые нас защищают, Россия не сможет вернуть себе статус великой державы и рассчитывать на одно из ведущих положений в мире. Сильная страна невозможна без сильной армии, а сильная армия – без поддержки своего народа.

Эти слова, а также та реальная помощь, которую Павел Пацвальд оказывает военным морякам, по праву можно считать тем самым положительным примером помощи жителей Владивостока военно-морскому флоту. Причем в случае с Дальневосточным филиалом НЛМК он показывает не просто отношение конкретных людей к действительно своей армии.

По существу это, конечно, частности. Однако, зная о том, что из года в год Павел Пацвальд помогает более чем десятку социальных учреждений края - детским садам, школам, больницам, спортклубам и детдомам, нельзя не признать, что НЛМК-ДВ в Приморье можно считать примером предприятия, руководство которого понимает, что интересы страны необходимо отстаивать не только в экономической сфере, но и решая другие, на первый взгляд, может быть, не столь значимые, но важные вопросы.

Бесспорно, на фоне экономических достижений предприятия решение тех самых социальных вопросов отходит на второй план. Недаром сегодня Дальневосточный филиал НЛМК является одной из наиболее эффективных в крае компаний, ежегодно наращивающей объемы производства, создающей новые рабочие места и увеличивающей платежи в бюджеты всех уровней.
Также не стоит забывать о целом ряде инициатив руководства НЛМК-ДВ, направленных на развитие экономики Дальнего Востока. Последней из них, как известно, стали предложения по ограничению экспорта из России лома черных и цветных металлов, с которыми Павел Пацвальд обратился к депутатам Госдумы РФ.

Что такое вывоз металлолома, который является самым дешевым и экономически выгодным сырьем для металлургических комбинатов, жителям Приморья объяснять не нужно. Все хорошо помнят, как целые заводы и десятки военных кораблей за бесценок были вывезены за границу, как экономике и обороноспособности страны был нанесен огромный ущерб.

Как утверждают специалисты, сегодня цена вопроса не менее высока. На повестке дня тысячи рабочих мест и сотни миллионов рублей налогов, которые ежегодно недополучает российская казна из-за экспорта металлолома и недозагрузки своих собственных заводов. Выбор на самом деле прост: или мы будем по-прежнему вывозить лом за границу, обеспечивая Китай, Южную Корею и Японию дешевым сырьем, либо организуем его переработку у себя в стране и будем продавать готовую продукцию.

Конечно, на первый взгляд может показаться, что для простого жителя Приморья, занятого в сфере услуг или рыбной промышленности, этот вопрос не так уж и актуален. Мол, меня это не касается и точка.

Однако в том-то и дело, что еще как касается. В развитых странах мира уже достаточно давно поняли, что чем сильнее экономика, тем лучше и комфортней живется всем без исключения ее гражданам. Растет уровень жизни, решаются социальные вопросы, строятся дороги и дома, модернизируется жилищно-коммунальное хозяйство. Не понимать это примерно то же самое, что, пытаясь не замечать грязного и неотремонтированного подъезда, быстро забегать в квартиру и радоваться, как хорошо и чисто у себя в доме.

Автор: Валерий БОКОВ, специально для «В»