Кортики из легенды
Музей им. В. Арсеньева продолжает знакомить горожан и гостей Владивостока с раритетами из сокровищниц своих фондов.
На этот раз в экспозиции представлены два кортика. Один из них принадлежал потомственному морскому офицеру Владимиру Бурачеку, сыну первого командира поста Владивосток Евгения Степановича. Судьба его обладателя была трагична. После убийства Кирова он в числе тысяч ни в чем не повинных людей был арестован и осужден на восемь гулаговских лет. Кортик передал музею его сын - Владимир Владимирович.
Второй кортик образца 1913 г. музею передал ветеран Тихоокеанского флота Петр Иванович Скурлатов. Этот кортик принадлежал сигнальщику линейного военного корабля «Императрица Мария». После смерти владельца кортик стал семейной реликвией. Надежно укрытый от постороннего взгляда, он пережил войны, репрессии, семейные переезды. Получив кортик в подарок от друга, капитан первого ранга в отставке Петр Иванович счел своим долгом передать ценную вещь в музей.
Кортик - один из немногих образцов холодного оружия, доживших до наших дней. Первоначально он был табельным оружием морских офицеров и гардемаринов Морского ведомства. Однако в 1825-1854 годах правом на его ношение располагали только генералы. Офицерам этот вид оружия снова присвоили только в 1855 году.
В 1914 г. кортики стали частью формы офицеров авиации и минных рот, а в мае 1917 был дан приказ снабжать ими также выпускников военных учебных заведений.
После гражданской войны кортики отменили. Их реабилитировал в 1938 году Лаврентий Берия. Они стали частью формы офицеров НКВД. После этого наркомат рабоче-крестьянского красного флота счел нужным возродить кортики и на флоте. Вот уже почти 70 лет вид кортика остается неизменным: длина его клинка с эфесом составляет чуть больше 30 сантиметров.
Легендарные кортики можно будет увидеть до 1 августа. Так что поспешите.
Автор: Евгения Полуяктова,специально для «В»,Нина Петрухина (фото),«Владивосток»