Проверки на дорогах

Время от времени в краевой столице возникает напряжение по пассажирским автоперевозкам. Но, как показывает практика, трения между властями и автоперевозчиками характерны не только для Владивостока, но и для глубинки. Так, в завершающую фазу вступила борьба за место под «автосолнцем» в Арсеньеве.

27 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1595 от 27 июль 2004
Время от времени в краевой столице возникает напряжение по пассажирским автоперевозкам. Но, как показывает практика, трения между властями и автоперевозчиками характерны не только для Владивостока, но и для глубинки. Так, в завершающую фазу вступила борьба за место под «автосолнцем»  в Арсеньеве.
Предыстория вопроса такова. Из имеющихся в городе четырех автобусных маршрутов прибыль приносит только один, «Вокзал – Солнечный», пролегающий по центральным улицам. Его-то и оккупировали все кому не лень – и юридические лица, и физические, владельцы микроавтобусов. Чехарда и вольница приводили к дезорганизации движения. Одни, соблюдая график, особенно в ранние часы, перевозили воздух, другие, более наглые и пронырливые, «снимали сливки» в часы пик.
Естественно, с подобной ситуацией городские власти мириться не могли, и в феврале с. г. состоялся открытый конкурс, на котором были размещены автомобильные лоты. Основанием для его проведения стала не только необходимость наведения порядка, но и то, что и городские дороги и автобусные остановки являются муниципальной собственностью. Конкурс прошел удачно, все, кто пожелал, в нем поучаствовали и лоты разобрали.
Но пожелали не все. Примерно два десятка «чэпэшников», проигнорировавших это мероприятие, тем не менее продолжали колесить по хлебному маршруту. Причем делали это вызывающе, забирая платежеспособных пассажиров буквально перед носом у легализованных автоперевозчиков, получивших это право на конкурсе. По примерным подсчетам, последние теряли при этом треть выручки, в то время как доходы «нелегалов», за вычетом затрат на ГСМ, ориентировочно составляли до 1000 рублей в день, что, по местным меркам,  весьма солидная сумма. Очевидно, что перевозчики, заключившие соответствующие договоры с администрацией, чувствовали себя, мягко говоря, дискомфортно. Под серьезной угрозой оказался и авторитет исполнительной власти, взявшейся за наведение порядка в этом деле.
Однако  это оказалось делом  непростым. Камень преткновения – почти полное отсутствие законных рычагов для эффективных и жестких мер воздействия к «пиратствующим» водителям. Они, как правило, имеют соответствующие лицензии на перевозки и платят единый налог на вмененный доход. А вопрос о том, имеют ли они право, не заключив соответствующие договоры с мэрией, пользоваться городскими маршрутами, юридически пока открыт. Работа водителей-частников регулируется почти десятком законодательных актов федерального и краевого уровней и даже приказом Минтранса СССР от далекого 1981 года. Однако тот факт, что права по организации пассажирских перевозок, согласно законодательству о местном самоуправлении, отданы в ведение местных органов власти, очевидно, обрекает потуги «бузотеров» удержаться за рулем на провал. Спорные вопросы решаются в арбитраже, и не в пользу любителей вольницы – суды первых инстанций подтвердили право горадминистрации упорядочивать автоперевозки. В соответствии с Административным кодексом первые «вольные стрелки» получили свои первые штрафы. Однако несколько сотен потерянных таким образом рублей – им не преграда. «Нелегалы», несмотря на ежедневные проверки, по-прежнему колесят по маршруту.
В конфликте разбирался также  приезжавший в Арсеньев руководитель Приморского отделения Российской транспортной инспекции (РТИ) Владимир Кривенко. На встрече с водителями-нарушителями он по-отечески увещевал их, призывая вернуться в лоно законной предпринимательской деятельности. Однако услышал в ответ, что РТИ вообще не вправе вмешиваться в автоперевозки. Диалог завершился безрезультатно, и посему Владимир Александрович принял решение приостановить действие лицензий у наиболее отъявленных нарушителей. «Рынок – не хаос, подчеркнул он, - и если действовать по закону, то места на рынке хватит всем».
Следующий раунд борьбы ожидается более жестким. Власти города приняли решение о возведении арестплощадки, тем более что тарифы на хранение временно задержанных транспортных средств, утвержденные краевой администрацией, достаточно велики. Городские гаишники, в свою очередь, также готовы внести свою лепту в борьбу за наведение порядка. И если принять во внимание, что некоторые «чэпэшники», не исключено, выезжают на большую дорогу в состоянии похмельного синдрома (находясь на так называемом самоконтроле и игнорируя обязательную процедуру медосвидетельствования), да и с регулярным прохождением обязательного осмотра транспортных средств тоже не все ладно, видимо, арестплощадка пустовать не будет.  
На днях апелляционная инстанция Арбитражного суда Приморского края приняла по искам водителей к арсеньевской горадминистрации 25-е (!), юбилейное, можно сказать, решение, в очередной раз отказав «автопиратам» в праве трудиться «в свободном полете». Правда, двое из шести водителей (очевидно, самые упертые)  обжаловали это решение в кассационном порядке. Но поедут ли они на слушания в Хабаровск – большой вопрос, так как ни на одном из судебных разбирательств по собственным искам во Владивостоке они не были. Складывается впечатление, что водилы микроавтобусов просто тянут время, потому нельзя  исключить – на полном серьезе – их апелляцию по этому поводу в Конституционный и Страсбургский суды.
Амбиции – плохой советчик. Как проинформировал и. о. мэра г. Арсеньева Владимир Качурин, горадминистрация вовсе не рассматривает «нелегалов» как врагов и более того, готова искать разумную возможность к компромиссу, но - в рамках действующего законодательства. И если автопред-
приниматели это вовремя не поймут, то вскоре могут вовсе исчезнуть с городских магистралей.

Автор: Геннадий ОБУХОВ, «Владивосток»