Зов просеки

Несмотря на позитивные сдвиги лесопромышленного комплекса (ЛПК) края в последнее время, его коэффициент полезного действия еще достаточно низкий. Львиная доля заготавливаемой древесины в Приморье уходит за кордон в необработанном виде. И лишь малая часть отправляется на заводы для изготовления клееных пиломатериалов или шпона.

27 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1595 от 27 июль 2004
Несмотря на позитивные сдвиги лесопромышленного комплекса (ЛПК) края в последнее время, его коэффициент полезного действия еще достаточно низкий. Львиная доля заготавливаемой древесины в Приморье уходит за кордон в необработанном виде. И лишь малая часть отправляется на заводы для изготовления клееных пиломатериалов или шпона.
Состояние и перспективы деревообрабатывающей отрасли ведущие лесники края обсудили недавно в поселке Пластун Тернейского района. По словам начальника управления лесным комплексом администрации края Павла Корчагина, экспорт «кругляка» в будущем не имеет больших перспектив. Сегодня Федеральное агентство лесного хозяйства России открыто ставит вопрос об ограничении экспорта необработанных лесоматериалов и отмене таможенных пошлин на импорт продукции деревообработки глубокого передела. В третьем квартале нынешнего года агентство попытается пропихнуть свод нововведений в правительстве, и тогда с 2005 года российский ЛПК начнет играть по иным правилам. Тогда же приморские лесозаготовители будут вынуждены полностью перекроить свой бизнес.
Правда, многие предприятия уже сейчас проявляют интерес к производству дверей и оконных рам, что позволило деревообрабатывающей отрасли края немного выйти из тени привлекательного в финансовом отношении вывоза круглого леса. Так, в конце последних трех лет статистика неизменно фиксирует в производстве товарной продукции рост. В первом полугодии сего года объемы выпуска фабрикатов выросли на 15 процентов, но скорее всего этот показатель в дальнейшем подниматься уже не будет, считает заместитель начальника управления лесным комплексом края Вячеслав Баландин.  Во-первых, на сегодняшний день лесосека края используется практически до предела. Единственный резерв сохраняется в бассейне реки Самарга, который, напомним, передан в аренду компании ОАО «Тернейлес». Но там только-только  завершилась проектная стадия и в данный момент идет экологическая экспертиза. Еще понадобится построить специальный речной порт и автомагистраль, и таким образом полноценное освоение начнется не раньше 2007 года. Именно в этот период ожидается очередной подъем лесопереработки.
Во-вторых, сбывать продукцию практически невозможно. Везти товары в Москву и Санкт-Петербург, где строительство развивается семимильными шагами, накладно – железнодорожные тарифы слишком высоки. Экспортировать конечный продукт не получается. Основной «партнер» Китай не заинтересован, ему выгоднее брать сырьем. А внутренний рынок слаб для потребления товаров по высоким ценам. При этом стоит отметить, что рентабельность глубокой переработки все еще на низком уровне (6-7 процентов), в то время как продажа круглого леса приносит прибыль в 25-26 процентов.
И все же участники региональной конференции в Пластуне нашли, что самый эффективный способ повышения рентабельности лесопромышленного хозяйства – это глубокая переработка с одновременным снижением себестоимости. Кто сможет это потянуть? Малый бизнес вряд ли. С учетом сегодняшней «политики укрупнения» краевой администрации предпринимателям средней руки место будет уготовано под крышей какой-нибудь крупной компании. В крайнем случае, реалии заставят «малых» консолидироваться между собой и с переменным успехом конкурировать на рынке.
Под силу это будет сделать большим предприятиям, вернее сказать, вертикально интегрированным структурам. Инвестиции для них более не являются проблемой. Денег, конечно, не навалом, но то, что есть, позволяет худо-бедно стоять на ногах. Аренда? На данный момент во временное пользование передан лесной фонд общей площадью 6,1 миллиона гектаров с ежегодным размером использования четырех миллионов кубометров. Из них 3,3 миллиона кубометров сдано таким крупным предприятиям, как ОАО «Тернейлес» и ОАО «Приморсклеспром». Остальная часть распределена между более чем 150 арендаторами с лесосечным фондом от 60 до 0,5 тысячи кубометров. Землю по-прежнему сдают на пять лет. Однако Вячеслав Баландин заметил, что арендатор после истечения срока имеет неформальное преимущество при проведении нового конкурса на замещение его участка. В Приморском крае пока был один случай, когда договор на аренду участка не пролонгировали: частный предприниматель из Рощинского лесхоза мало платил налогов и давал мизерную заработную плату своим подчиненным. В итоге ресурс отдали «Приморскому ГОКу». Кажется маловероятным, что «лесных зубров» приморского разлива лишат пяди земли.

Автор: Андрей САКУН,«Владивосток»