Киноизмы Шутова
Темное пространство… На уровне глаз - ряд глиняных сосудов, освещенных изнутри. Они как летающие тарелки, отбрасывают на стену ровные круги света: что-то вроде иллюминатора… Черно-белый снимок - картинка в этом иллюминаторе, увидеть которую можно в «глазок» на дне сосуда. Некая игра «Посмотрим в телескоп»… Она захватывает, невольно заставляя ощутить себя ребенком, потерявшимся в огромном космосе…
Темное пространство… На уровне глаз - ряд глиняных сосудов, освещенных изнутри. Они как летающие тарелки, отбрасывают на стену ровные круги света: что-то вроде иллюминатора… Черно-белый снимок - картинка в этом иллюминаторе, увидеть которую можно в «глазок» на дне сосуда. Некая игра «Посмотрим в телескоп»…
Она захватывает, невольно заставляя ощутить себя ребенком, потерявшимся в огромном космосе…
Собственно, как описать работу художника? Разве что замысел… Инсталляция с псевдобиологическим названием «Вершки-корешки» - еще одна версия космоса. Не случаен глиняный горшок - в древней мифологии глина выступает материалом, из которого творится мир и человек. Тот же глиняный горшок, на стенки которого наносилась карта звездного неба, служил одним из самых древних календарей на европейском континенте. Да и в принципе все мы - лишь звездные песчинки на этой карте…
Шутов - фигура знаковая. Как-то он сказал: «В любые времена получается так, что существует с десяток художников, которые определяют не завтрашнюю, но хотя бы сегодняшнюю ситуацию в искусстве. При этом даже не важно - хорошие они или плохие. Они стали определять эту ситуацию благодаря совершенно разным качествам, но все они очень привлекательны. Что-то же заставляет людей выстраиваться в безумные очереди, чтобы посмотреть работы Кабакова или Глазунова. Такие художники - герои наших дней. Талант - вот загадка, которую никто не может разгадать…». Сказанное Шутовым вполне можно отнести к нему самому.
В живописной серии «Небо… Небо» черные истребители с золотыми крыльями разрезают сумасшедшее красно-оранжево-желтое пространство. Наверное, так видят летчики небо, испытывая сверхзвуковые перегрузки… Знаменитое полотно «Ковер-гортензия», сотканное художником из лиц знаменитостей, - шутовская версия поп-арта, в которой объединились живопись и видео... Работа со звуком… Кино… Список персональных и групповых выставок занимает несколько печатных страниц - Париж, Нью-Йорк, Франкфурт, Глазго, Венеция, Милан, Варшава, Москва. Неиссякаемый поток. В этой среде трудно притвориться: повтор заметят, и злые языки тут же констатируют кризис. Но нет. На той же Венецианской биеннале, считающейся меккой современного искусства, Шутов представил в российском павильоне проект «Абак». Сорок фигур, молящихся на языках разных конфессий. Тонкое и точное высказывание на тему единой природы человеческих чаяний и страхов.
В свое время он начал работать с первой в России галереей современного искусства в Москве - «Айдан-галереей», по сути объявив новую эпоху: арт-критики дружно назвали его пионером медиа-искусства, использующим новейшие технологии. Соединив множество творческих направлений, художник сообщил своим работам цельность, создав особый мир - мир Шутова, который и представит зрителю лично в галерее современного искусства «Арка».
…Сергей вспоминает одно из самых сильных впечатлений своего детства - панорамный зал Московского планетария. Купол звездного неба озаряется лучами восходящего солнца, и наступающее утро обозначает очертания домов: «И если вся земля начинается от Кремля, то солнце в стране встает во Владивостоке», - мудро замечает художник.
Автор: Ольга ЗОТОВА,«Владивосток»,фото из архива Сергея ШУТОВА