Страсти по Владимиру
Прошедшие выборы главы администрации Владивостока стали уникальными не только по количеству скандалов, накалу интриги и голливудскому антуражу - это для нашего закаленного электората давно уже не новость. Интересно другое: пожалуй, впервые выборы муниципального масштаба (то есть руководителя даже не субъекта федерации, а всего лишь 600-тысячного города) оказались в центре внимания, не побоимся сказать, всей страны. Практически ни одно сколько-нибудь значимое федеральное средство массовой информации не обошло Владивосток своим вниманием! И это при том, что Москва региональные плебисциты, как правило, не замечает, ограничиваясь лаконичными отчетами об их итогах.
Прошедшие выборы главы администрации Владивостока стали уникальными не только
по количеству скандалов, накалу интриги
и голливудскому антуражу - это для нашего закаленного электората давно уже не новость. Интересно другое: пожалуй, впервые выборы муниципального масштаба (то есть руководителя даже не субъекта федерации, а всего лишь 600-тысячного города) оказались в центре внимания, не побоимся сказать, всей страны. Практически ни одно
сколько-нибудь значимое федеральное средство массовой информации не обошло Владивосток своим вниманием! И это при том, что Москва региональные плебисциты, как правило, не замечает, ограничиваясь лаконичными отчетами об их итогах.
Среднестатистический человек не имеет ни привычки, ни возможности «мониторить» все информационное поле страны и ограничивается получением информации из выпусков теленовостей, реже - из газет (как правило, максимум одной местной и одной центральной). Учитывая это, мы считаем нужным привести несколько показавшихся самыми эпатажными комментариев прессы - причем прессы центральной. Что думают о происходящем во Владивостоке те, кому здесь не жить?
«Независимая газета»: «Все прекрасно понимают, что это - продукт административного ресурса, использовавшегося последние две недели в пользу Николаева уже без всяких оглядок на общественное мнение… Даже руководитель Главного управления МВД по Дальнему Востоку Анатолий Золотарев, казалось, прибыл в край скорее для того, чтобы дискредитировать соперников Николаева… Остается только догадываться, каким образом бизнесмену с сомнительным прошлым удалось снискать такую поддержку всей вертикали власти от регионального до федерального уровней… Однако при всем при том стоит признать, что главным слагаемым победы Николаева стало наличие во Владивостоке электоральной базы именно этого кандидата. Фальсификации на пустом месте невозможны».
«Российская газета»: «Слово «выиграл» к владивостокским выборам применить можно с большой натяжкой. То была не игра и не честное соперничество. Речь можно вести скорее о назначении мэра при иллюзии проведения демократических выборов».
«Завтра»: «Виктор Иванович Черепков вот-вот должен был обыграть во втором туре «молодого предпринимателя» и стать мэром Владивостока, столицы «приморского криминального края», где гигантские банды заправляют рыбой и крабами, лесом и золотом, контролируют наркотрафик из Азии, заселяют китайцами русские земли. «Растяжка» с гранатой, изувечившая отважного политика, была поставлена бандитами, как знак глубокого уважения к борцу с криминалом».
«Время новостей»: «С гласностью в отличие от демократии во Владивостоке проблем нет… Там (в Кремле. - В. А.), по всей видимости, до сих пор не могут определить, кто предпочтительнее в роли главы Владивостока - авторитетный единоросс Николаев или непредсказуемый Черепков. Очевидно, что с Николаевым проще договариваться, да и его старый друг Сергей Дарькин неутомимо продвигает своего протеже. Проблема в том, что в случае победы г-на Николаева тема криминала во власти, подзабытая со времен президентства Бориса Ельцина, вновь станет актуальной».
«Комсомольская правда»: «Такая противоречивая фигура ни за что не прошла бы дистанцию предвыборного марафона без поддержки краевого губернатора и Кремля… Николаев шел в мэры не просто как вольный кандидат. Он - человек партийный. Между прочим, заместитель секретаря регионального политического совета Приморского отделения «Единой России». Надо полагать, партия и проверила Николаева, и оказала ему на выборах соответствующую своему политическому весу в стране поддержку. Архитекторы «Единой России», создавая свое детище, утверждали: стране необходима ответственная политическая сила… Пусть теперь партия и отвечает за своего функционера».
А вот, кстати, мнение депутата Госдумы, члена фракции «Единая Россия» Геннадия Гудкова: «Москва прошляпила выборы во Владивостоке. Однако главные ошибки были сделаны федеральной властью еще во время последних губернаторских выборов в Приморском крае… Московским властям следовало бы уже направить в Приморье оперативно-следственную группу Генпрокуратуры, да и, наверное, ФСБ, потому что происходящее во Владивостоке на самом деле подрывает демократические устои нашего общества».
Воздержимся от оценок - такое вряд ли стоит комментировать. Москвичи нередко интерпретируют региональные события по принципу «услышал звон - не знаю, откуда он» (достаточно вспомнить заявление Сергея Глазьева о «нерушимой дружбе Николаева и Марковцева»). Обратим внимание на другое. Сейчас при упоминании Владивостока россиянин думает не только об отсутствии воды, перемерзших батареях и борьбе Наздратенко с Черепковым. Никому доселе в стране не известный Николаев, как ни парадоксально звучит, получил неплохую рекламу на столичном уровне. В самом деле, кого из мэров российских городов знает вся страна? Руководители Москвы и Петербурга Лужков и Матвиенко не в счет: они возглавляют не муниципалитеты, а субъекты РФ и по сути являются губернаторами, а не мэрами. А вот кто знает мэра Новосибирска или Брянска, Красноярска или Мурманска?
Мэра Владивостока теперь запомнили все.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»