МИД его знает…
Когда Владивосток осчастливят китайским, а Харбин - российским представительством? В последние годы Китай, пусть и неформально, стал для России самым настоящим «ближним зарубежьем». Причем касается это не только Дальнего Востока. Активизация российско-китайских отношений заставляет вспомнить идиллические времена, воспетые более полувека назад композитором Вано Мурадели и поэтом Михаилом Вершининым в знаменитом шлягере «Москва-Пекин». О том, что в начале XXI столетия русский с китайцем снова братья навек, напомнил и Владимир Путин в своем последнем послании Федеральному собранию.
Когда Владивосток осчастливят китайским, а Харбин - российским представительством?
В последние годы Китай, пусть и неформально, стал для России самым настоящим «ближним зарубежьем». Причем касается это не только Дальнего Востока. Активизация российско-китайских отношений заставляет вспомнить идиллические времена, воспетые более полувека назад композитором Вано Мурадели и поэтом Михаилом Вершининым в знаменитом шлягере «Москва-Пекин». О том, что в начале XXI столетия русский с китайцем снова братья навек, напомнил и Владимир Путин в своем последнем послании Федеральному собранию.
В этом ежегодном программном документе, где ни одна запятая не ставится случайно, президент упомянул Китай в кратком перечне иностранных государств вторым по счету после США («Мы будем дальше развивать политический и экономический диалог с США и такими крупнейшими партнерами, как Китай, Индия, Япония, будем работать с другими странами»). И все-таки политический диалог России и Китая идет не так успешно, как хотелось бы. Только один пример: во Владивостоке до сих пор отсутствует дипломатическое представительство Китая, несмотря на то, что о необходимости присутствия этой структуры в краевом центре не говорил только ленивый.
Китайско-российская грамота
Проблема на самом деле шире: в России, скажем так, отнюдь не переизбыток китайских представительств. С другой стороны, и Китай отечественными миссиями не переполнен. Посольство РФ базируется в Пекине; еще в трех китайских городах, а именно в Гонконге, Шанхае и Шэньяне, имеются российские генеральные консульства. Китайское посольство расположено в Москве, два генконсульства - в Санкт-Петербурге и Хабаровске. Правда, существуют еще планы открыть китайское генконсульство в Екатеринбурге (а взамен - российское в Гуанчжоу) и, возможно, в Новосибирске. Но сколько-нибудь реальных подвижек пока нет. Дипломатия вообще не любит спешки.
Если говорить о Дальнем Востоке, то сделаем акцент вот на чем. Динамичнее всего туристические и экономические связи развиваются между Приморьем, Хабаровским краем, Амурской областью, Еврейской АО, с одной стороны, и северо-восточными провинциями Китая - с другой (речь идет прежде всего о провинциях Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин). Между тем российское генконсульство существует только в Шэньяне (административный центр провинции Ляонин), а китайское, как уже было сказано, - в Хабаровске. Получается, обделенными остаются не только упомянутые Приморский край или Амурская область. Ни в Чанчуне (центр Цзилиня), ни даже в Харбине (столица Хэйлунцзяна) по-прежнему нет российских диппредставительств. Причем наиболее нелогично выглядит отсутствие соответствующих структур именно во Владивостоке и Харбине. Связи между провинцией Хэйлунцзян и Приморьем активно развиваются, и отсутствие генконсульств создает ощутимые неудобства. Чтобы оформить китайскую визу, нужно обращаться из Владивостока (Благовещенска, Биробиджана, Южно-Сахалинска…) в Хабаровск. Турфирмы, впрочем, избавляют приморцев от этой необходимости долларов примерно за 120, но тем не менее.
Слово о новом…
В беседе с корреспондентом «В» пресс-атташе посольства РФ в КНР Александр Исаев сообщил, что уже в 2005 году в Харбине возможно открытие российского дипломатического представительства. «Принципиальное политическое решение принято, - говорит Исаев, - сейчас нужно определиться с конкретными моментами. Китай вернет нам наше старое здание, видимо, что-то придется предложить взамен».
В качестве одного из вариантов обсуждается открытие «симметричного» китайского представительства во Владивостоке. По сведениям «В», речь идет об открытии не генеральных консульств, а их отделений. Причем во Владивостоке должно появиться отделение генконсульства КНР в Хабаровске (то есть самого близкого географически), а в Харбине - отделение генконсульства РФ в Шэньяне, что тоже объяснимо.
Вместе с тем поднятый вопрос имеет длинную предысторию и смело может быть назван перезревшим. Благие намерения по поводу открытия во Владивостоке китайской дипмиссии не раз выказывал экс-руководитель Приморья Евгений Наздратенко, однако вопросы такого уровня решаются не губернаторами, а правительствами. Последние же особого энтузиазма в дипломатическом «углублении и расширении» не проявляют.
…и хорошо забытом старом
Первый шаг (на уровне принципиальной договоренности) стороны предприняли еще в 1992 году, когда внешнеэкономические отношения Приморья с соседними китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь начали развиваться как на дрожжах. Представители хабаровского генконсульства КНР даже присмотрели себе подходящее здание во Владивостоке. Однако российский МИД принял решение не открывать представительства до тех пор, пока Китай не решит вопрос о передаче России комплекса зданий в Харбине, которые до 1962 г. населяли советские дипломаты. Пять зданий были тогда переданы КНР в бесплатное пользование, но согласно договору должны были быть возвращены по первому требованию в течение шести месяцев. Возвращение затянулось, и в результате приморские туристы и бизнесмены по-прежнему оформляют визы через Хабаровск, а хэйлунцзянские - через Шэньян.
Очередная попытка реанимировать вопрос пришлась на сентябрь 2000 года, когда на встрече с тогдашним губернатором Наздратенко о скором открытии диппредставительства в краевом центре заявил чрезвычайный и полномочный посол КНР в России У Тао. Тем не менее воз не сдвинулся до мая 2002, когда уже губернатор Сергей Дарькин встретился с генеральным консулом КНР в Хабаровске Чен Гопином. Интересно, что последний даже назвал предполагаемое местонахождение представительства: китайцы присмотрели для этого площадку между океанариумом и спорткомплексом «Олимпиец». Но прошли два года, которые ничего не изменили.
Сегодня Александр Исаев не исключает открытия российского представительства в Харбине и, возможно, появления китайского во Владивостоке уже в 2005 году. Так что подождем. Большая дипломатия, тем более на востоке - дело тонкое и долгое.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»