Хлебом единым
На территории Шкотовского авторемзавода, как и на любом солидном предприятии, есть своя аллея славы: “Передовики производства”, “Наши рационализаторы”, “Лучшие наставники молодежи”... Только сегодня эти пустые стенды - не более чем воспоминание о бывшей славе бывшего государственного завода, зашифрованного нынче в модную символику - АООТ “ШАРЗ”.
На территории Шкотовского авторемзавода, как и на любом солидном предприятии, есть своя аллея славы: “Передовики производства”, “Наши рационализаторы”, “Лучшие наставники молодежи”... Только сегодня эти пустые стенды - не более чем воспоминание о бывшей славе бывшего государственного завода, зашифрованного нынче в модную символику - АООТ “ШАРЗ”.
Невозвратное “вчера” заводаСтарожилы помнят, как в 40-е годы здесь делали бочки-бондарки, необходимые в рыбацком прибрежном поселке. Со временем кустарное производство преобразовалось в авторемонт. Это был ответ на спрос того времени: повсюду внедрялись “ЗИЛы”, требовала ремонта и сельхозтехника. Благополучие Шкотово в большей части измерялось благополучием завода. Рядом с ним выстроилась своя улица, в заводском магазине “Березка” - лучшие товары, считалось удачей устроить ребенка в детский сад завода, да и просто для очищения души и тела посетить баню АРЗ. Дома, которые “питались” от заводской котельной, имели надежное тепло... Вот он, недавний день предприятия, ушедший в невозвратное вчера.
Затянувшийся миг между прошлым и будущим- С чего начинается рабочий день? - уточняет мой вопрос директор АРЗ Анатолий Куцев, 20 лет руководящий предприятием. - Думаю, кто сегодня придет с требованием зарплаты. 6 сотрудников подали на меня в суд за долги по зарплате еще прошлого года. Нынче собираем денежные крохи и даем авансом по 200-400 тысяч рублей на каждого. Или, как в стародавние времена, - сахаром, маслом, консервами, свежемороженой рыбой, мебелью - всем, что в качестве взаимозачета предлагают нам предприятия-заказчики. Например, в апреле завод ЖБИ рассчитался с нами мукой... Насколько я понял, муку они получили в обмен на краску с другим предприятием и расплатились ею за станок, который мы передали им. У АРЗ нет средств перечислить деньги за медстрахование - нет полисов у заводчан. Разрабатываем вариант расчета с больницей арматурой, трубами. Чтобы хоть как-то изыскать средства, продаем оборудование.
Основной цех завода не работает 3-й год. Раньше по заказам Казахстана, Калмыкии на АРЗ делали домики для подвижных бригад животноводов - с душевым отделением, спальнями, кухнями, которые начали комплектовать газовыми печками. Домики шли нарасхват во время популярной шефской помощи селу... Но изготовленная на заказ продукция осталась невыкупленной, кто нам возместит убытки? Не решили проблему и обращения в суд. Не оправившись от этого удара, получаем новый - повышение тарифов на электроэнергию, железнодорожные и коммунальные услуги, рост налоговых обложений, в частности, за землю. Пришлось урезать свои владения и лишиться заводского подсобного хозяйства, огородов, турбазы...
Партнеры приходят и уходят- Чтобы выжить, - продолжает Анатолий Алексеевич, - выполняли заказы владельцев личных машин по ремонту двигателей, шлифовке коленвалов и другие работы. С появлением многочисленных СТО количество заказчиков резко снизилось. Следующий этап выживания - изготовление деревянных рам, лоджий и так далее. Однако неплатежеспособность населения прекратила и это производство. В 93-94-х годах пошла волна кооператоров и частных коммерсантов, заказывающих рефрижераторы и спецфургоны для перевозки товаров. Волна схлынула с появлением иностранных микроавтобусов и мини-грузовиков.
3-й год сотрудничаем с фирмой, занимающейся поставкой на Дальний Восток труб, сантехарматуры, угля, нефтепродуктов непосредственно с заводов-изготовителей. Наша задача - сохранить доверенный нам товар. Вот подготовлена очередная заявка на поставку оборудования для ремонта легковых машин. Сейчас обсуждаем вариант совместного изготовления шпал для железной дороги. Разработана технология, заказано оборудование. Но в Приморье фирме не дали лес, необходимый для ремонта железных дорог, хотя по ним же катятся составы с отличным приморским кругляком к морским портам для отправки за рубеж. Ведем переговоры на поставку леса из Иркутской области. А это приведет к огромным затратам. АРЗ мог бы оказать существенную помощь в подготовке автотехники сельхозпредприятиям, но они вынуждены своими силами восстанавливать машины - нет денег...
Оставить все на разграбление?- Вы спрашиваете, с чего начинается мой рабочий день? С решения “вылезающих” бытовых вопросов: закрывать ли заводскую баню, работающую в убыток предприятию? А еще, как выкрутиться и выплатить 16 миллионов рублей - штраф налоговой инспекции за поломку кассового аппарата в магазине “Березка”, хотя проверка показала, что финансовых нарушений не было. Где изыскать немалые деньги на нововведенное обязательное лицензирование автотехники АРЗ, даже если она не приносит доход заводу. Недавно с крана сняли 100 метров медного кабеля и, очевидно, снесли в местный пункт приема цветного металла. Обратились в милицию, получили ответ: у организации есть лицензия на прием ценного металла - вот и все решение серьезной проблемы краж.
При нынешней нагрузке можно было и оставшуюся часть работников отправить в отпуска без содержания, но не постигнет ли завод горькая участь военного гарнизона, разграбленного до основания? Из бывшего многосотенного штата на авторемонтном предприятии сохранилось чуть больше 40 человек.
Беда, коль пироги начнет печи ремонтник...Вернусь к вопросу о муке. Оказалось, нынче он совсем не праздный для АРЗ. Одна из ежедневных проблем директора А. Куцева - сколько необходимо муки, сахара, дрожжей для хлебопечного производства, организованного на базе столовой завода после приобретения оборудования у ТП “ЭРА”. Хлеб продается и за пределами села. Теперь понятно, почему, едва минуя проходную завода, я почувствовала запах свежеиспеченного хлеба. Хотелось увидеть многолюдные цеха, поговорить с мастерами своего дела. А пришлось повсюду слышать эхо пустующих строений. Единственное удовольствие - буханка свежего хлеба - только что из печи, пропитанного деревенским запахом и горьким привкусом - болью за былую славу Шкотово.
Автор: Нина КОЛЕСНИЧЕНКО, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), “Владивосток”