Мы не сырьевой придаток!
Заявление губернатора - новый импульс для приморской экономики Рыбацкий форум в средствах массовой информации края освещался довольно широко. А вот заявление губернатора Сергея Дарькина о необходимости увеличения доли конечного продукта в структуре экспорта – проще говоря, о том, что торговать Россия должна не столько сырьем, сколько готовой продукцией, - осталось практически без внимания. И напрасно. Заявление это знаковое.
Рыбацкий форум в средствах массовой информации края освещался довольно широко. А вот заявление губернатора Сергея Дарькина о необходимости увеличения доли конечного продукта в структуре экспорта – проще говоря, о том, что торговать Россия должна не столько сырьем, сколько готовой продукцией, - осталось практически без внимания. И напрасно. Заявление это знаковое.
Руководитель, слов на ветер не бросающий и в области экономических преобразований тем более, - именно так давно уже зарекомендовал себя губернатор Приморья. Примеров тому предостаточно, и один из них - реорганизация рыбной отрасли. Сообщение Сергея Дарькина о создании рабочей группы президиума Госсовета для работы над новой рыбодобывающей концепцией России многими было воспринято скептически. Но не прошло и полгода – в Приморье состоялся форум рыбаков, и президент России счел необходимым принять участие в совещании по проблемам отрасли.
С «рыбной» концепцией новое заявление Сергея Дарькина связано практически напрямую. Рыбная отрасль занимает 30 процентов в экономике Приморья, так что программные установки о необходимости глубокой переработки рыбной продукции на российском берегу так или иначе затрагивают всю промышленность края. Это подтверждается и заметными изменениями на внешнем рынке стран АТР. В прошлом году в Пекине на заседании совета глав правительств Шанхайской организации сотрудничества премьер КНР Вэнь Цзябао предложил к 2020 году создать зону свободной торговли между Китаем, Россией и среднеазиатскими республиками (кроме Туркмении). Предложение было принято и закреплено в итоговых документах встречи, в частности, в Программе торгово-экономического сотрудничества, рассчитанной именно до 2020 года.
Каковы практические перспективы этого проекта? Простой пример. В прошлом году на острове Бали было подписано Соглашение о стратегическом сотрудничестве стран АСЕАН - КНР. С момента подписания соглашения товарооборот Китая со странами Юго-Восточной Азии подскочил на 43% и составил почти $80 млрд. Сравните: товарооборот США со странами АСЕАН составляет $120 млрд. При таких темпах китайской интеграции в рынок АТР всесильная Америка очень скоро может утратить свои лидирующие позиции в регионе. Но поводом для раздумий и скорейшего принятия решений является отнюдь не рост товарооборота Китая, а ясно выраженные тенденции: высокотехнологичные производства переносятся на территорию КНР, и весь мир не в силах противостоять экспансии дешевых товаров из Поднебесной. Даже всесильные Штаты поделать ничего не могут, а уж России и вовсе следует серьезно менять экономическую стратегию, чтобы не превратиться в «южное подбрюшье» Китая.
Вот почему заявление губернатора Приморья о необходимости экспортировать продукцию, а не ресурсы имеет и острое политическое звучание. Конечно, вряд ли будет легким путь его практической реализации. Привыкли по старинке работать некоторые «киты» приморского бизнеса – гнать на экспорт сырье, да и все...… Никто не спорит, сырье - гарантия стабильности традиционного товарооборота. Но в этом случае ни о каком развитии речь не идет. «Киты», конечно, в привычных условиях будут чувствовать себя неплохо и свои денежки всегда заработают. Но что делать остальным? И о какой демографической привлекательности региона в этом случае мы можем говорить?
Кроме того, серьезная проблема изначально присутствует в определении классификации конечного продукта, востребованного на внешнем рынке. Помимо соображений конкуренции здесь существует и такое ощутимое препятствие, как защита собственного производителя – так называемые антидемпинговые меры. Российские экспортеры металла, например, испытали эти меры на себе по полной программе. Однако, как выяснилось на примере Новолипецкого металлургического комбината, это препятствие легко обходимо, если предприятие выпускает эксклюзивную продукцию с высокой степенью переработки. Так, например, электротехническая сталь НЛМК стала своего рода экспортным локомотивом продукции предприятия, и сегодня, по словам руководителя Дальневосточного филиала комбината Павла Пацвальда, ежемесячный торговый оборот с Китаем достигает десятков миллионов долларов.
- Безусловно, эти показатели во многом определяются высокой степенью переработки нашего металла, - говорит Павел Пацвальд. – И я хочу отметить, что накопленный нами опыт позволяет с полным основанием утверждать, что только экспорт продукции, не нуждающейся в дальнейшей переработке, является основой независимой – подчеркиваю – концепции внешнеторговых отношений. Это очень важный элемент экономической безопасности России. И я бы настойчиво призвал предпринимателей принять участие в выстраивании именно таких внешнеэкономических отношений. В конце концов, это выгодно всем: стране, бизнесу, населению. Обратная психология, на мой взгляд, свойственна временщикам. Но она губительна и для региона, и для страны.
Добавить к сказанному нечего. Остается надеяться, что пример НЛМК-ДВ вдохновит на перемены и другие отрасли приморской экономики, развитие которой напрямую связано с реализацией программного заявления губернатора Дарькина.
Автор: Кирилл МАРКОВ, специально для «В»