«Российский план поставок электроэнергии хорош для Северной Кореи, но плох для Америки»

Владивосток, Россия. Ввиду того, что вопрос о поставке неядерных энергоносителей может оказаться ключевым фактором, под давлением которого разрешится кризис с ядерной программой Северной Кореи, Россия стремится стать главным поставщиком электроэнергии и природного газа в эту нищую страну.

6 июль 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1583 от 6 июль 2004
Владивосток, Россия. Ввиду того, что вопрос о поставке неядерных энергоносителей может оказаться ключевым фактором, под давлением которого разрешится кризис с ядерной программой Северной Кореи, Россия стремится стать главным поставщиком электроэнергии и природного газа в эту нищую страну.
- Мы тянем линии электропередачи к северокорейской границе, - сказал в понедельник в одном из интервью Сергей Дарькин, губернатор Приморья, края на российском Дальнем Востоке. - Если президент Путин поставит перед нами задачу в следующем году поставлять электроэнергию в Северную Корею, мы будем к этому готовы.
На переговорах в Пекине делегация Северной Кореи заявила, что цена, которую придется заплатить за замораживание их программы по производству ядерных бомб, - два миллиона киловатт электроэнергии в год.
Примерно столько Северная Корея ожидала от двух ядерных реакторов, которые должны были быть построены по международному соглашению по приостановке северокорейской ядерной программы, подписанному в 1994 году. Хотя Южная Корея и успела вложить в начальные мероприятия по строительству электростанций около 800 миллионов долларов, полтора года назад программа была заморожена, так как Северная Корея отказалась предоставлять для проверки ядерные материалы, которые в обогащенном виде можно было использовать для производства оружия массового уничтожения.
- Сегодня мы завершаем проект по объединению энергосистемы российского Дальнего Востока с энергосистемами Северной и Южной Кореи, - так Дарькин рассказывал о проекте, в рамках которого планируется переброска на Корейский полуостров избыточной энергии российских гидроэлектростанций.
Критики проекта говорят, что он даст Северной Корее столько энергии, что ее хватит, чтобы «отключить» свет в Южной, но с другой стороны им возражают, что Северная Корея, поставленная в зависимость от российского электричества и южнокорейской материальной помощи, вынуждена будет пересмотреть свое не всегда адекватное поведение.
На российско-корейской конференции по энергетическому сотрудничеству, прошедшей в прошлом месяце, представители северокорейских властей согласились к августу представить Корейскому научно-исследовательскому институту электротехники (южнокорейской правительственной организации) основную информацию об энергосистеме своей страны.
В то же время российские и корейские инженеры изучают возможность подключения Корейского полуострова к газопроводу, построенному на Сахалине.
Компания Exxon-Mobil, головной разработчик газового месторождения на Сахалине, уже начала постройку газопровода до Хабаровска. Российские же власти хотят, чтобы линия была протянута еще на 720 километров - до Владивостока. По мнению энергетиков этого региона, ее можно было бы еще продолжить через Северную Корею до Сеула и таким образом сделать шаг к решению северокорейского уравнения с двумя неизвестными - энергетическими потребностями и атомной бомбой.
Энергия Северной Корее действительно необходима. Ее отчаянно не хватает этому когда-то индустриальному, а сейчас в основном нищенствующему обществу. «Пхеньян строил свою экономику в основном в расчете на дешевую китайскую нефть, которая рекой текла на его нефтеперерабатывающие заводы», - писал Гаррисон в своем сообщении на региональной конференции по энергетическому сотрудничеству».
Позволив протянуть через свою территорию газопровод и линии электропередачи из России, Северная Корея могла бы взимать плату за транзит частью транспортируемых энергоносителей. Если возродится ее экономика, она сможет покупать и российскую нефть.
Все эти проекты становятся возможными, поскольку Владивосток постепенно восстанавливает свои естественным образом обусловленные преимущества в качестве перекрестка торговых путей Северо-Восточной Азии.
На научной конференции во Владивостоке десяток учителей английского языка из обеих частей Кореи общались вполне мирно, поскольку этот город корейцы уже давно считают нейтральной территорией. Затем здесь собрались японские журналисты и фотографы встретить регулярный рейс авиакомпании Air Koryo из Пхеньяна. Их привлекли слухи, что с визитом во Владивосток прибудет лидер Северной Кореи Ким Чен Ир - либо на поезде, либо самолетом своей национальной авиакомпании. Хотя Ким так и не приехал, говорят, что президент России Владимир Путин хочет организовать в этом городе встречу лидеров двух Корей.
В Сеуле генеральный директор Министерства железных дорог Северной Кореи Пак Чен Сен (Pak Jong Song) формально одобрил план Путина по прокладке «железного шелкового пути» - ветки, которая соединила бы железнодорожные системы Северной и Южной Кореи с российской Транссибирской магистралью.
Однако, по мнению американских аналитиков, в то же время укрепление связей Северной Кореи с Россией задумывается Пхеньяном как элемент начатого этой весной широкомасштабного дипломатического наступления на позиции Соединенных Штатов за столом переговоров.

Автор: «The International Herald Tribune», США