Страсти по региону
Порт Восточный, Россия. Далеко внизу, на дне громадного сухого дока, посреди леса стальных арматурных стержней сотни рабочих в оранжевых комбинезонах и строительных касках сооружают бетонные фундаменты для двух нефте- и газодобывающих платформ - скоро они вырастут до высоты двадцатиэтажного дома. «Участие японцев очень велико», - сказал мне Дэвид Дж. Грир (David J. Greer), руководитель проекта «Sakhalin Energy Investment Company», незадолго до официальной церемонии открытия сухого дока - одного из элементов проекта стоимостью в 150 миллионов долларов, осуществляемого в этом порту.
«Участие японцев очень велико», - сказал мне Дэвид Дж. Грир (David J. Greer), руководитель проекта «Sakhalin Energy Investment Company», незадолго до официальной церемонии открытия сухого дока - одного из элементов проекта стоимостью в 150 миллионов долларов, осуществляемого в этом порту.
Две японские компании - «Mitsui & Company» и «Mitsubishi Corporation» - владеют в общей сложности 45 процентами акций «Sakhalin Energy». Четыре японские энергетические и газовые компании подписали долгосрочные соглашения о закупке сжиженного природного газа из России, обеспечив тем самым судьбу проекта стоимостью в 10 миллиардов долларов.
Капиталы из Страны восходящего солнца вновь пересекают Японское море - на российский Дальний Восток обрушился поток инвестиций. Большую часть прошедшего десятилетия Япония наблюдала со стороны, как Китай и Южная Корея осваивают богатые природными ресурсами, но страдающие от дефицита капитала дальневосточные области России.
Однако в прошлом году, в основном благодаря инвестициям в сахалинские энергетические проекты, Япония превратилась в крупнейшую страну-инвестора в этом регионе. Вложив 820 миллионов долларов, в основном в сахалинские месторождения, Япония далеко обогнала ближайшего соперника - США, чьи показатели за аналогичный период были куда скромнее: всего 100 миллионов. Одновременно, за прошлый год объем российско-японской торговли вырос на 42 процента, причем японский экспорт увеличился почти вдвое.
Многие руководители японского бизнеса обожглись в России в первые «пограничные» постсоветские годы, после чего они обозначили эту страну «красными флажками», предпочитая становиться в очередь инвесторов, желающих вложить капиталы в Китае. Теперь они переосмысливают вопрос об инвестиционной привлекательности России.
«Более 10 лет назад японские инвестиции в российский Дальний Восток были довольно распространенным явлением, но во многих случаях это кончалось неприятностями, так что японские компании начали выводить свои капиталы», - отмечает Тосикацу Эндо (Toshikazu Endo), консультант по России, работающий на Keidanren (Японскую федерацию бизнеса). В прошлом месяце он возглавил делегацию Keidanren, посетившую Хабаровск, один из крупнейших городов региона, и теперь заявляет: «Россияне начали вновь обращать внимание на японские товары».
В течение ста лет, с тех пор как Япония победила Россию в войне 1904-1905 гг., отношения между двумя странами отличались напряженностью. Тихоокеанское побережье России буквально усеяно укреплениями, сооруженными для отражения японского нападения. Но после того как в Китае начался экономический подъем, Россия испытывает все большее беспокойство за будущее Дальневосточного региона - по площади он составляет 36 процентов территории страны, но проживает там лишь 5 процентов ее населения.
В результате этого геополитического сдвига с экономическими последствиями японцы в азиатской части России вдруг превратились в «любимых азиатов». Ради поощрения туризма и инвестиций губернаторы из этого региона лоббируют в Москве вопрос о предоставлении японским гражданам права безвизового въезда на Дальний Восток.
17 июля компания «Владивосток Авиа» вводит еженедельный рейс до Токио, через Японское море - это будет первая регулярная авиалиния, соединяющая Токио с российским Дальним Востоком.
«Нас посещает все больше и больше японских делегаций, - заявил мне во Владивостоке Виктор Горчаков, вице-губернатор Приморского края, отвечающий за международное экономическое сотрудничество. - Представители «Sumimoto», «Mitsui» и «Mitsubishi» говорят нам, что ищут новые возможности для расширения своей деятельности».
Япония, получающая 85 процентов потребляемой в стране нефти с Ближнего Востока, стремится диверсифицировать поставки.
«Сахалин, имеющий обильные запасы природного газа, находится прямо у нашего порога, - отметил президент «Toho Gas» Тоситака Хаякава (Toshitaka Hayakawa) в заявлении, где излагались причины, по которым его фирма вслед за тремя другими японскими компаниями подписала долгосрочный контракт на закупку сахалинского газа. - А завод «Sakhalin Energy» будет располагаться от нас всего в нескольких днях пути по морю».
Помимо крупных инвестиций в нефтегазовую отрасль Сахалина - для Японии их объем уже составил 5 миллиардов долларов - другим детищем этого экономического сближения может стать трубопровод протяженностью в 2500 миль и стоимостью в 10 миллиардов долларов, соединяющий нефтяные месторождения к западу от озера Байкал с этим современным портом
(т. е. портом Восточный в Находке. - Прим. перев.), где расположен грузовой терминал Транссибирской железнодорожной магистрали.
Еще год назад планировалось, что нефтепровод пройдет по более короткому и дешевому маршруту - в Китай. Но японцы энергично вмешались в ход событий, предложив оплатить большую часть расходов на сооружение нефтепровода. И сегодня региональные лидеры стали главными «ходатаями» Японии в Москве.
«Этот нефтепровод станет Транссибирской магистралью двадцать первого века», - заявил в ходе недавнего визита в Японию губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, имея в виду его влияние на экономическое развитие региона. После церемонии ввода в строй сухого дока в Восточном губернатор Приморского края Сергей Дарькин заявил репортерам, что его администрация разрабатывает планы строительства нефтехимического завода поблизости от трубопровода. Президент России Владимир Путин пока не сделал официального заявления о маршруте будущего нефтепровода, отчасти из опасения обидеть Китай.
«Китайцы вроде как уже примирились с тем, что с нефтепроводом дело не выгорит», - заметил, выступая на энергетической конференции в Японии, директор Центра международной энергетической безопасности при пекинском университете Ренмин Даоцзиен Чжа (Daojiong Zha).
На прошлой неделе Хацухиса Такасима (Hatsuhisa Takashima), начальник пресс-службы министерства иностранных дел Японии, заявил в Москве журналистам: «Япония возлагает большие надежды на строительство этого трубопровода и эксплуатацию нефтяных месторождений в Восточной Сибири».
Возможно, г-н Путин приберегает свое заявление до очередного визита в Токио, который должен состояться зимой. Эта поездка совпадет со 150-й годовщиной подписания первого договора о торговле и дружбе между Россией и Японией.
Учитывая, что у них есть всего полгода, чтобы закончить дело, дипломаты обеих стран работают над соглашением о «спорных территориях» - четырех островах, которые Сталин захватил у Японии в последние дни второй мировой войны. Из-за этого вопроса две страны не смогли после окончания войны заключить мирный договор, а многие японские бизнес-менеджеры буквально шарахаются от всего, что связано с Россией.
В то же время японские компании готовят крупные сделки, чтобы объявить о них в Токио: они надеются освятить свои проекты мощным авторитетом президента Путина.
После того как в прошлом году «Toyota Motor Corporation» втрое увеличила объем продаж автомобилей на российском рынке, президент «Toyota» Фудзио Чо (Fujio Cho) заявил, что компания в ближайшем будущем намерена развернуть производство автомобилей в самой России. Россияне, чья покупательная способность за пять лет стабильного экономического роста увеличилась, вновь обратили внимание на японские товары: они считаются более дорогими, но и более качественными, чем аналогичная продукция, сделанная в Китае и Корее.
В прошлом году фирма «Kirin Brewery Company» втрое увеличила экспорт пива в Россию. Еще одна японская корпорация - «Nisso Boeki Company» - открыла здесь первый «пятидесятирублевый» магазин, где товары - в основном писчебумажная продукция и посуда - продаются по цене, эквивалентной примерно 1 доллару 75 центам. Фирма планирует открыть в России еще 18 подобных магазинов с льготными ценами.
«CSK Venture Capital Company» избрала другой путь - она подыскивает российскую компанию для покупки. Обладая стартовым капиталом в 20 миллионов долларов, этот инвестиционный фонд присматривается к двум десяткам недавно созданных российских фирм, специализирующихся на информационных технологиях.
«Хотя торговля обнаруживает тенденцию к росту, сегодняшние показатели российско-японской торговли составляют одну двадцатую от объема японо-китайской торговли и лишь сороковую часть товарооборота между Японией и США, - отметила в пятницу на пресс-конференции в Москве министр иностранных дел Японии Йорико Кавагути (Yoriko Kawaguchi). - Двусторонняя торговля по-прежнему остается на сравнительно низком уровне. На мой взгляд, это ненормальная ситуация».
Автор: Джеймс Брук (James Brooke), «The New York Times», США