Сергей Сопчук: Худшие времена мы уже пережили

Трижды знаменательной выдалась очередная, июньская сессия Законодательного собрания Приморского края. Во-первых, она проводилась в один день с визитом на приморскую землю президента РФ Владимира Путина, во-вторых, на ней было представлено бюджетное послание губернатора, означающее начало работы над краевым бюджетом-2005, а в-третьих, 21 июня 2002 года, ровно за два года до прошедшей сессии, состоялось первое пленарное заседание вновь избранного ЗС ПК 3-го созыва. Эти и другие особенности июньской сессии комментирует председатель краевого парламента Сергей Сопчук:

29 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1579 от 29 июнь 2004
Трижды знаменательной выдалась очередная, июньская сессия Законодательного собрания Приморского края. Во-первых, она проводилась в один день с визитом на приморскую землю президента РФ Владимира Путина, во-вторых, на ней было представлено бюджетное послание губернатора, означающее начало работы над краевым бюджетом-2005, а в-третьих, 21 июня 2002 года, ровно за два года до прошедшей сессии, состоялось первое пленарное заседание вновь избранного ЗС ПК 3-го созыва. Эти и другие особенности июньской сессии комментирует председатель краевого парламента Сергей Сопчук:
- Знаменательное для Приморья событие - визит президента РФ - нашло свое отражение в работе сессии: один из депутатов предложил пригласить Владимира Владимировича в зал заседаний. Смысл его в том, что в повестке визита президента было обсуждение проблем рыбной отрасли, при этом ряд наших депутатов входит в рыбохозяйственный совет края. Но это предложение депутата Супрунова было нереальным прежде всего по соображениям протокола.
Заседание началось с бюджетного послания губернатора, представляющего собой стратегическую линию бюджетного процесса, планируемого на 2005 год. Следующий бюджетный год будет для края необычным, поскольку ряд льгот, финансируемых ныне на федеральном уровне, будет передан на уровень субъектов федерации. Это потребует от нас принятия ряда соответствующих краевых законов. Представлявший бюджетное послание губернатора первый вице-губернатор Александр Костенко сообщил, что финансы края должны перейти к среднесрочному планированию. Это означает, что бюджет будет составляться не на год, а на три, а затем ежегодно прописываться более подробно. Эта новация связана с реформой бюджетного процесса на федеральном уровне, поэтому неминуемо найдет свое место на уровне бюджетов субъектов федерации.
Из ряда принятых законов одним из наиболее примечательных является принятая в третьем чтении программа расселения граждан из ветхого жилья на 2004-2010 годы. В этом году в соответствии с программой 10 миллионов рублей поступят Находке и Уссурийску, в следующем году это будет уже 150 миллионов для других муниципальных образований.
Достаточно много времени депутаты затратили на обсуждение вопроса о прохождении отопительного сезона 2003-2004 годов. Разговор был резким, высказывались многочисленные замечания, но в целом работа коммунальщиков была признана удовлетворительной, поскольку чрезвычайных ситуаций не допустили. Но «цена вопроса» оказалась огромной, поэтому эту информацию депутаты решили не принимать, а перенести слушание на июль с приглашением вице-губернатора Сергея Передрия, курирующего ЖКХ. От него депутаты рассчитывают узнать, как будет проходить следующий отопительный сезон с учетом неподъемных расходов на «Примтеплоэнерго» в минувшем сезоне. Это сыгравшее в свое время положительную роль краевое унитарное предприятие сейчас превратилось в черную дыру бюджета, поэтому депутаты намерены подробно разобраться в его работе. Мое мнение состоит в том, что управлять 10-тысячным трудовым коллективом из Владивостока очень трудно, полномочия «Примтеплоэнерго» и его финансирование надо вернуть муниципалитетам. Мы уже пережили худшие времена в этом смысле, поэтому пора передавать финансовые потоки в муниципальные образования, где средства будут расходовать более гибко, где есть подготовленные специалисты, знающие проблемы своего хозяйства. Но уже с января 2006 года отопление и другие услуги ЖКХ будут законодательно переданы на первый уровень муниципальной власти.
Надо сказать, что депутаты на сессии «споткнулись», причем на ровном месте, принимая во втором чтении закон «Об административной ответственности на территории Приморского края». Дискуссию вызвала поправка к нашему Административному кодексу, внесенная краевым судом. В законопроекте предполагалось соблюдение режима тишины с 23 до 6 часов, а суд предложил расширить эти рамки с 18 до 7 часов. Но депутаты учли, в частности, необходимость проведения, например, ремонта квартиры в нерабочее время, поэтому ограничили «тихий час» временем с 22 до 7 часов.
Если вспомнить, что ЗС ПК отметило двухлетний юбилей, я считаю, что срок этот не маленький даже для законодательного органа, который в силу своей природы должен быть более консервативным, чем исполнительная власть. Чего нам удалось добиться? Мы воспользовались возможностью и все это время изучали опыт коллег из других субъектов федерации, в том числе на уровне Дальнего Востока. Должен сказать, что на их фоне мы выглядим совсем неплохо с точки зрения тех законопроектов, которые разработаны: Избирательный кодекс, законопроект «Об административной ответственности» изучаются соседями с целью применения у себя. У нас самый гибкий транспортный налог в округе. Важно, что в ЗС ПК выработались нормальные рабочие взаимоотношения между депутатами. Парламенты Москвы и Санкт-Петербурга меня, например, разочаровали в этом смысле: там очень низкий уровень дисциплины и взаимоуважения коллег-депутатов. Но у них есть чему поучиться и нам, прежде всего с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности своей территории.