Что мешает бизнесмену?
Не налоговое бремя или плохие работники, а внутренние барьеры нередко мешают предпринимателю успешно развивать свой бизнес Так утверждает Татьяна КОЛОШИНА, клинический психолог, доцент кафедры клинической психологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Тренинг под ее руководством для предпринимателей «Креативность в бизнесе», организованный Союзом психологов и психотерапевтов, прошел во Владивостоке.
Так утверждает Татьяна КОЛОШИНА, клинический психолог, доцент кафедры клинической психологии Российского государственного гуманитарного университета (Москва). Тренинг под ее руководством для предпринимателей «Креативность в бизнесе», организованный Союзом психологов и психотерапевтов, прошел во Владивостоке.
Мой ответ хандре
- Казалось бы, в бизнес идут люди сильные характером, не склонные к излишней рефлексии. А вы утверждаете, что в их душе полно внутренних барьеров?
- О которых они зачастую даже не догадываются! Но барьеры мешают быть креативным, не бояться нового, рождать и воплощать новые идеи.
- И что это за барьеры?
- На тренингах мы их формулируем так, как они звучат «внутренним голосом», в душе. «Куда лезешь со свиным-то рылом в калашный ряд?» Или: «Не рыпайся, потеряешь что имеешь», «Не изобретай велосипед!», «Ну что не живется спокойно?», «Силенок не хватит…»... Еще чаще: «Ой, а как к этому отнесутся другие?! Вдруг осудят?». В этих фразах – или низкая самооценка, или тотальный и безысходный запрет. Хуже, когда барьеры придумывают искусственно: например, меня в детстве мама много ругала, поэтому я не могу быть творческим человеком. Или: у меня карма не та. Глобальная задача – покопавшись в глубинах характера, найти барьеры. И опрокинуть их. А для начала можно просто поискать ответные фразы – для того же внутреннего голоса. «Как к этому отнесутся другие? Да хорошо отнесутся! Еще завидовать будут!».
Если говорить в общем, очень многим в работе и творчестве мешает мощная неуверенность в себе. Правда, такой парадокс: часто люди крайне неуверенные в себе очень успешны в бизнесе. Поскольку они все время стараются компенсировать свою неуверенность. И доказать всему миру: я могу.
- Откуда такая неуверенность?
- Из семьи, из школы...… Как родители воспитывают в детях целеустремленность? «Посмотри, как Маша учится, а ты? Посмотри, как Петя здорово играет в футбол, а ты?». В результате вырастает человек, который, даже став вполне успешным и сто раз перегнав Машу и Петю, чувствует себя несчастным и полжизни гоняется за фантомом…...
Не путать проблемы
- Но был в моей практике и другой пример «кризиса жанра» в бизнесе. У человека достаточно успешное предприятие. Но он приходит на тренинг и говорит: все тошно, скучно, сил нет. Бросить не могу: завязано много людей, но на работу глядеть не хочется... С помощью разных тестов понимаем: там не творческий кризис, а обычный кризис в семье, со взрослыми детьми, который наш уважаемый Иван Иваныч принял за отвращение к работе. Сюжет стар как мир: отец загоняет детей в установленные рамки, мечтает, чтобы они участвовали в его бизнесе. А они, как нормальные дети, вылезают... Сказать самому себе, что я не могу построить отношения с сыном, – страшно. А вот «надоел бизнес» – звучит интеллигентно и красиво…...
Проблему решил совместный поиск путей выхода из ситуации – вместе с детьми…...
Не загубить
в себе дурака
- Порой в бизнесе нужны не-
ординарные решения. Где их взять? Компания устраивает мозговой штурм. Хорошо, когда в нем участвует «генератор идей», который набрасывает идеи, в том числе бредовые, «здравый смысл», который их оценивает и соизмеряет, и - «дурак». «Дурак» может быть профессором в другой области, но полным дилетантом в той, куда пригласили. Вот реальный случай: инженерная фирма получила заказ провести взрывные работы в сейсмоопасной зоне. Собрались химики, геологи, взрыватели, а в качестве «дурака» взяли лингвиста, между прочим, профессора и большого умницу в своей области. Несколько часов шел ожесточенный спор, который ни к чему не привел. Наконец, когда инженеры окончательно зашли в тупик, наш лингвист проснулся и спросил: «Ребята, а взрывать обязательно?». Сначала все оцепенели, а потом поняли: им подана гениальная идея. В результате было защищено 14 патентов – как справиться со скалой без взрывных работ. Ценность «дурака» в том, что он не боится задавать дурацкие вопросы, которые специалисту не придут в голову. Но которые абсолютно поворачивают угол зрения, порождая нестандартные решения.
Между прочим, Эйнштейну приписывают такую фразу. Когда у него спросили, как ему удалось совершить такие гениальные открытия, он ответил, что всегда отличался тупостью и задержками умственного и психического развития, потому те вопросы, которые дети задают в пять лет, ему пришли в двадцать.
Так что не стоит бояться в себе «дурака». Позволительно задавать наивные вопросы, в них нередко существо дела…...
Автор: Марина ИВЛЕВА,«Владивосток»