Не грабеж, а дележка

О патологической страсти американцев судиться по любому самому незначительному или даже идиотскому поводу в принципе известно всем. Но одно дело, когда «шиза косит» рядового американца, и совсем другое – когда этим страдает какой-нибудь министр или даже президент. Впрочем, поступки господина Буша-младшего мы обсуждать не будем, а поговорим лишь о таком «интеллектуальном» ведомстве, как министерство юстиции.

25 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1578 от 25 июнь 2004

О патологической страсти американцев судиться по любому самому незначительному или даже идиотскому поводу в принципе известно всем. Но одно дело, когда «шиза косит» рядового американца, и совсем другое – когда этим страдает какой-нибудь министр или даже президент. Впрочем, поступки господина Буша-младшего мы обсуждать не будем, а поговорим лишь о таком «интеллектуальном» ведомстве, как министерство юстиции.

Пару лет назад министерство юстиции США осчастливило юридическую науку, а заодно и весь автомобильный мир еще одним своим правовым изыском. В Вашингтоне это ведомство начало беспрецедентный судебный процесс против крупнейшей японской автомобильной компании «Тойота-Мотор», которая обвинялась в загрязнении окружающей среды. Окружающей, разумеется, Америку.

Ну, а в качестве компенсации министерство юстиции попыталось выбить из японцев... более 60 миллиардов долларов. То есть больше, чем годовой бюджет России. Чем же провинилась японская компания перед американскими юристами?

По мнению юридического ведомства, «Тойота» нанесла непоправимый ущерб природе США, поскольку ее автомобили при работе выделяют вредные вещества. Или, говоря более понятным языком, выхлопные газы. Формальным же поводом для обвинения японской фирмы послужило отсутствие на старых ее автомобилях датчиков, которые способны точно уловить вредные утечки выхлопных газов.

Обращаем ваше внимание на тот факт, что японцы провинились именно из-за отсутствия датчиков, а не за повышенное содержание вредных веществ в выхлопных газах. И тот факт, что даже старые тойотовские машины  «чище» новых американских, никакого значения не имеет. А потому министерство юстиции США потребовало, чтобы японская корпорация отозвала с американского рынка более 2 миллионов своих старых автомобилей и бесплатно установила им необходимые датчики. Ну, а помимо этого Вашингтон добивается выплаты в государственную казну штрафа, сумма которого может составить 27.500 долларов с каждой машины, то есть всего 60 миллиардов. За всю историю своего существования ни одна автомобильная компания никогда еще не сталкивалась с подобной финансовой угрозой. Или, говоря точнее, с таким наглым вымогательством.

Разумеется, платить по американскому иску «Тойота» не стала. Во-первых, таких денег у фирмы нет. Во-вторых, японцы не захотели создавать нехороший прецедент. Мало ли какие еще «умные» законы придут в голову американским законодателям. Более того, «Тойота» отвергла и предложение министерства юстиции США «полюбовно» уладить вопрос путем выплаты штрафа в размере чуть более 100 миллионов долларов.

Интересно все-таки у них, у американцев, получается. Иск предъявили на 60 миллиардов, но в принципе согласны и на жалкие 100 миллионов. В общем,  дайте хоть что-нибудь, вы же все равно богатые...

Или как говорил один из героев Максима Горького: «Когда от большего берется немножко, то это не грабеж, а дележка».