Бронзового Ленина купить нельзя, пока… или Кто в очередь за памятником?

Многие, вероятно, удивятся, узнав, что Владивостокский вокзал – одно из главных украшений нашего города, памятник истории, культуры и архитектуры федерального значения отныне принадлежит Владивостокскому отделению ДВжд ОАО «Российские железные дороги». Причем на вполне законных основаниях: на то есть указ президента РФ по приватизации объектов железнодорожного транспорта.

25 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1578 от 25 июнь 2004

Многие, вероятно, удивятся, узнав, что Владивостокский вокзал – одно из главных украшений нашего города, памятник истории, культуры и архитектуры федерального значения отныне принадлежит Владивостокскому отделению ДВжд ОАО «Российские железные дороги». Причем на вполне законных основаниях: на то есть указ президента РФ по приватизации объектов железнодорожного транспорта.

И новые владельцы уже  успели оскандалиться, придумав новую моду – брать по доллару с каждого иностранца, который переступает порог вокзала. Очень простое и, главное, прибыльное решение. Но вот незадача - здесь нарушается другой закон “Об охране и использовании памятников истории и культуры”. 

Тема продажи в частные руки памятников истории и культуры федерального значения  в последнее время не уступает в популярности  думским дебатам по замене льгот денежными компенсациями. Накалу страстей сам Шекспир мог бы позавидовать. Как сейчас принято говорить, слишком высока цена вопроса.

Во времена приватизации исторические памятники и здания стали объектом купли-продажи. Однако в 2002 году было принято постановление правительства «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», которое приостановило приватизацию памятников федерального значения. Дело в том, что многие из них подвергались варварской перестройке, утрачивая свой первоначальный облик.

Прошло почти два года. И  сейчас вновь стоит вопрос: передавать памятники в частные руки или оставлять их в ведении государства. Хватит ли у властей средств и сил содержать национальное достояние достойно?

 Вот почему все настойчивее звучат предложения  приватизировать все – вплоть до Эрмитажа.

Так какие новые законы примут дума и правительство страны?..

НОВЫЕ ХОЗЯЕВА СТАРОГО НАСЛЕДСТВА

На вопрос: “Стоит ли передавать в частные руки памятники государственного уровня?» - звучат в ответ диаметрально противоположные точки зрения. Одно утешает: воздержавшихся, то есть равнодушных, нет.

Татьяна Яхно, директор АНО «Культурное наследие»:

- Считаю, время пришло. У государства нет средств на реставрацию и достойное содержание памятников. Поэтому многие из них просто гибнут. Взять, к примеру, Владивостокскую крепость, которая насчитывает свыше 100 объектов. Практически все они или влачат жалкое существование, или просто уничтожаются. Саперный редут № 4 в районе Зеленого Угла, можно сказать, уже утрачен.

Не лучше ли найти памятникам новых владельцев? Другое дело, что нужен жесткий контроль за их сохранностью, содержанием, использованием.

Примеры говорят сами за себя. Разве плохо, что у комплекса “Золотой Рог” (это памятник краевого значения) нашлись хозяева, частные лица, которые не дали ему погибнуть: во время сооружения подземного перехода дренажная система была нарушена, фундамент стал размываться. Ставился вопрос о сносе. И здание бы разрушили, как в свое время дом Кориополей на ул. Алеутской, если бы не пришли другие времена.

А Пушкинский театр? Не возьми его под свое крыло ДВГТУ и лично ректор Геннадий  Турмов, этого великолепного здания уже  не было бы в живых.

Сейчас безнадежно пропадают бывший Народный дом на ул. Володарского, старинное здание библиотеки им. М. Горького на ул. Светланской…

Людмила Родионова, руководитель отдела охраны культурного наследия администрации края:

- Лично я категорически против того, чтобы памятники истории и культуры попадали в частные руки. Может быть, потому, что лучше других знаю законодательство. Увы, оно несовершенно, там много “прорех” и лазеек, которыми могут воспользоваться недобросовестные владельцы. Чего греха таить, большинство из них стремится  “выкачать” из памятника-здания как можно больше денег. Поэтому сплошь и рядом здания надстраивают, “перекраивают” внутренние интерьеры, несмотря на охранные грамоты. Конечно, мы боремся с этим как можем, но на это уходит слишком много времени, и зданию уже нельзя вернуть прежний облик.

МУЗЕЙ В ТЮРЬМЕ - ЭТО ПО-АМЕРИКАНСКИ

Заграница давно уже придумала, как сохранять свои памятники. В этом мне довелось самой убедиться, когда по гранту от АЙРЕКСа  «Сохранение культурного наследия» посчастливилось побывать в одном из самых старых  американских городов - Чарльстоне, история которого  насчитывает более 300 лет.

Чарльстон вполне справедливо называют “живым музеем”. В историческом центре города в прекрасной сохранности находятся около шести тысяч старинных зданий, выстроенных в английском, французском, мавританском стилях. Первое Общество по охране памятников было создано здесь еще в 1920 году, сейчас оно насчитывает две тысячи членов, а его годовой бюджет составляет 750 тысяч долларов! В основном это благотворительные взносы, пожертвования -  в США это признак хорошего тона.

А почти  70 лет назад, опять же впервые в Америке, именно в Чарльстоне  был принят закон об охране памятников. Этот документ не дает никакого шанса снести или перестроить старинное здание, стоящее под охраной государства. В список старожилов попадает каждое здание, которому исполнилось 75 лет.

Для того чтобы подробно рассказать об этом законе, потребуется не одна газетная статья. Поэтому ограничусь лишь некоторыми деталями.

К примеру, если новый хозяин начинает реставрацию здания, все утраченные элементы он  должен восстановить  в первоначальных материалах: деревянный балкон - только в дереве, кованая чугунная решетка – только в чугуне, никаких имитаций. Больше того, во время проведения реставрационных работ  специальное разрешение владелец выставляет на видном месте в окне здания. Горожане очень трепетно относятся к своему старому городу и придирчиво следят за каждым “взмахом” молотка.

Если у хозяина нет денег на реставрацию (временные финансовые затруднения), город реставрирует здание за свой счет, а затем выставляет счет хозяину, который выплачивает его в рассрочку на льготных условиях. Если в будущем он все же не сможет  содержать историческое здание в надлежащем виде, то вынужден будет продать его тому, кто в состоянии это сделать. В одном из городских частных музеев нам рассказали забавную историю: в поисках изначальных обоев, которые украшали особняк 100 лет назад (фрагменты обнаружили во время реставрации интерьеров), хозяин ездил в Англию. Правда, это была его личная инициатива.

Проекты реконструкции, ремонта старинных зданий рассматривает специальная коллегия архитекторов, без ее согласия не может быть положен ни один кирпич.

Возможностей заработать средства на сохранение памятников предостаточно. Например, человек покупает  ветхий, разрушающийся  старинный  дом по скромной цене, восстанавливает его, а налоги платит с  прежней, “остаточной” стоимости. Или вот еще пример. Организация “Дочери революции” выкупила еще в 1913 г. здание бывшей тюрьмы  постройки XVIII века. Не так давно штат Южная Каролина арендовал у “Дочерей революции” это здание и разместил там музей. Реставрацию здания  произвели за счет муниципального гранта, штат тоже помог.

Сам Чарльстон считается богатым городом. Здесь есть большой морской порт, химическая промышленность, но львиную долю своих прибылей он зарабатывает за счет туризма. Такого исторического шарма, как говорят горожане, нет ни в одном городе Америки: старинные здания, музеи, форты и крепости, плантации, прекрасные пляжи никого не могут оставить равнодушным.

Но сами владельцы старинных особняков на знаменитые весенние и осенние экскурсионные туры становятся в очередь, чтобы совершенно бесплатно, то есть даром, предоставить свой дом со всем содержимым туристам для осмотра. Причем ключи они просто отдают гиду, а сами на несколько дней съезжают –  путешествовать или в гости.

Трудно представить нечто подобное у нас. Хотя чего только в жизни не бывает. Я знаю одного человека, который мечтает выкупить федеральный памятник Ленину на привокзальной площади и установить его рядом с собственным особняком. Может быть, тоже для показа туристам.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»