Стратегия успеха
Три года назад, 17 июня 2001 года, в результате второго тура губернаторских выборов высшим должностным лицом Приморского края стал 37-летний руководитель группы предприятий Сергей Дарькин. Несмотря на его солидный стаж руководства рыбодобывающей компанией «Ролиз», уссурийским масложиркомбинатом и банком «Приморье», фамилия Дарькин тогда не была раскрученной. В отличие, кстати, от некоторых его конкурентов – достаточно вспомнить и. о. губернатора Валентина Дубинина или гендиректора ПМП Александра Кириличева. И тем не менее ответ на теперь уже исторический вопрос «Почему Дарькин?» был дан однозначный: потому что «нам здесь жить». После сложного поиска решений, конфликтов и переменных успехов первого «разгонного» года сейчас уже можно говорить об управленческих ноу-хау чисто дарькинского изобретения. Хотя, разумеется, подведение итогов трех лет работы Сергея Михайловича на губернаторском посту – дело сугубо предварительное и промежуточное.
Три года назад, 17 июня 2001 года, в результате второго тура губернаторских выборов высшим должностным лицом Приморского края стал 37-летний руководитель группы предприятий Сергей Дарькин. Несмотря на его солидный стаж руководства рыбодобывающей компанией «Ролиз», уссурийским масложиркомбинатом и банком «Приморье», фамилия Дарькин тогда не была раскрученной. В отличие, кстати, от некоторых его конкурентов – достаточно вспомнить и. о. губернатора Валентина Дубинина или гендиректора ПМП Александра Кириличева. И тем не менее ответ на теперь уже исторический вопрос «Почему Дарькин?» был дан однозначный: потому что «нам здесь жить». После сложного поиска решений, конфликтов и переменных успехов первого «разгонного» года сейчас уже можно говорить об управленческих ноу-хау чисто дарькинского изобретения. Хотя, разумеется, подведение итогов трех лет работы Сергея Михайловича на губернаторском посту – дело сугубо предварительное и промежуточное.
НЕЛЕГКИЙ БАЛАНС
Сергей Дарькин пришел во власть после горячей (в политическом смысле) и холодной (в физическом) зимы 2000-2001 гг. Его первой задачей стало налаживание системы балансов во всех сферах приморских реалий - коммунальной, топливно-энергетической, финансовой, административной, наконец. Создание краевого предприятия «Примтеплоэнерго» вызвало на местах неоднозначную реакцию: впервые закупкой топлива занялись не 39 глав муниципальных администраций, а единая структура и по единой цене. Именно этот шаг вместе с рядом других позволил Дарькину «отменить зиму», как смело заявлял губернатор еще накануне отопительного сезона. В крае появился «жилищно-коммунальный спецназ» - мобильные бригады, готовые к оперативной переброске в любую точку Приморья. В результате краевое ЖКХ сейчас находится на пути из убыточно-дотационного в рентабельный сектор экономики. Причем не за счет населения.
Централизация, отмеченная в жилищно-коммунальной сфере, стала одной из основ и новой бюджетной политики, за которую в администрации Дарькина отвечает опытнейший экономист, первый вице-губернатор Александр Костенко. Не будем вдаваться в тонкости бюджетного процесса, лучше напомним: каждый ежегодный отчет администрации Сергея Дарькина об исполнении бюджета депутатами Законодательного собрания принимался, чего не было в предшествовавшие несколько лет. Бюджет стал сбалансированным, то есть доходная часть сравнялась с расходной, и это принципиально. В краевой администрации считают, что профицит не есть благо, если он не целевой: деньги должны работать, а не лежать. Этот курс нельзя было назвать популярным: из года в год соотношение между «текущей» и «перспективной» частями краевого бюджета менялось в пользу второй, чтобы от «бюджета проедания» Приморье пришло к бюджету развития. Затягивать пояса всегда не хочется, однако именно такая политика сделала возможным финансирование целого ряда губернаторских целевых программ, которые сегодня уже работают. К тому же каждый год растет не только доходная часть бюджета в целом, но и доля собственных доходов в ней. Это означает, что Приморье перестает быть дотационной территорией, всецело зависящей от федеральных трансфертов.
Создание краевого казначейства централизовало финансовые потоки, идущие на места. «Текущие расходы всегда будут расти, это такая гидра, у которой надо все время грамотно отсекать головы, - считает Александр Костенко. - Именно поэтому мы пошли по пути централизации средств, собираем деньги и вкладываем их в те же муниципалитеты - туда, где решения прозрачны и понятны нам. У нас абсолютно равный подход к бюджетной обеспеченности каждого жителя Приморского края».
Интересно, что со временем в речи опытного рыночника Дарькина зазвучали почти коммунистические нотки: власть в отличие от бизнеса вынуждена заниматься не только тем, что приносит прибыль. Поэтому борьба с бедностью, повышение уровня жизни и ее удешевление для приморцев - для губернатора приоритетная задача. И здесь не обойтись без затрат, тупиковых с точки зрения «реальной экономики», но абсолютно необходимых. Вот независимая оценка: несколько месяцев назад Госкомстат России опубликовал данные, согласно которым край вышел на 14-е место среди субъектов РФ по уровню средней зарплаты, поднявшись за 2003 год в этом рейтинге на шесть пунктов. И это только начало. В бюджете-2004, например, предусмотрено более 2 млрд. рублей на поддержку социально незащищенных жителей Приморья. Кроме того, впервые заложено 300 млн. на адресные выплаты пенсионерам.
«РЕАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИСТ» И ПУБЛИЧНЫЙ ПОЛИТИК
Государственная служба предполагает совершенно особый ритм работы - подчас без выходных и свободного времени. В одном из интервью «В» на вопрос о том, что в губернаторской доле его разочаровало, Сергей Дарькин ответил: «Приходится какую-то часть времени посвящать непроизводственной сфере, которая не дает плодов ни тебе, ни твоему окружению, ни жителям. Эта сфера называется политикой. И второе - жесткий режим, который ограничивает твою свободу».
Дарькину пришлось стать политиком, в том числе публичным, и, кажется, это ему даже понравилось. Ежегодные «фирменные» поездки с отчетами по всему краю, в ходе которых губернатор выступает перед жителями и отвечает на их вопросы, лучшее тому подтверждение. А еще нужно выстроить отношения со всеми муниципальными главами, найти общий язык и верный тон в диалоге с федеральной властью… Когда более успешно, когда менее, но Дарькину это удается. Примечательный факт: в декабре прошлого года Сергея Михайловича, входящего в Госсовет по должности, президент ввел и в президиум этой структуры в качестве представителя Дальневосточного федерального округа. Ротация президиума Госсовета - процесс регулярный и плановый, но вот что показательно: до приморского губернатора ДВФО представляли в президиуме Госсовета якутский лидер Вячеслав Штыров и хабаровский Виктор Ишаев - признанные политические и хозяйственные тяжеловесы, закаленные в аппаратных боях управленцы. С учетом политической молодости Дарькина такой взлет заставляет задуматься. К тому же именно Дарькин, как опытный рыбак-практик, возглавил в президиуме Госсовета рабочую группу, которая сейчас вырабатывает концепцию развития рыбной отрасли всей России.
А отношения с соседними по Азиатско-Тихоокеанскому региону странами! Сергей Дарькин, совершивший не одну рабочую поездку в Японию, Китай, Южную и очень непростую Северную Корею и т. д., уже считается признанным экспертом по АТР - как в области безопасности, так и в экономике. Не зря обычно сдержанный на похвалы полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский в ходе одной из своих недавних поездок в Приморский край высказался в том духе, что «здесь поручения президента выполняются». Согласно ежемесячно публикуемому рейтингу столичного Агентства экономических новостей лоббистский вес Сергея Дарькина стабильно держится на 22-25-м месте среди девяти десятков российских губернаторов.
Этого бы не было без грамотного подбора команды - ведь будь человек даже семи пядей во лбу, он не может руководить двухмиллионным Приморским краем в одиночку. Заместители губернатора - весьма своеобразный сплав «реальных экономистов», как правило, молодых и энергичных (навскидку: Александр Костенко, Юрий Попов, Сергей Передрий, Евгений Овечкин, Игорь Иванов), и матерых ветеранов управленческой работы, порой еще партийной закваски (Виктор Горчаков, Юрий Лихойда…). Кто-то уходит из приморского «Белого дома», кто-то приходит - это нормальный кадровый процесс, и, как нам представляется, у Дарькина нет жестких критериев формирования своей команды. Кроме одного - профессионализма.
ОПЕРЕЖАЯ ГРАФИК
Поэтому закономерно то, что 2004 год начался уже не столько с планов и обещаний, сколько с отчетов о достигнутом. Словно второго пришествия, ждали жители краевого центра отмены режимного водоснабжения - и дождались. В начале июня Сергей Дарькин с полным правом заявил: «КГУП «ВКХ юга Приморья» может давать городу такое количество воды, которое потребуется для полного холодного и горячего водоснабжения населения. Теперь водоснабжение Владивостока находится в полной компетенции городских властей. В течение девяти месяцев горожане испытывали проблемы с водоснабжением, но наполнение водохранилищ позволяет говорить о преодолении кризиса». Это стало возможно после работ на Штыковском водозаборе, проведенных по поручению губернатора, после реконструкции Шкотовского водозабора и внеплановой встречи в Хабаровске с президентом России Владимиром Путиным, который подтвердил готовность федеральных властей участвовать в решении проблем обезвоженного Владивостока на паритетных началах с краевыми.
Из-за слаженной работы с федеральным центром удалось и реконструкцию Некрасовского путепровода - «бутылочного горлышка», ежедневно парализующего движение транспорта по краевому центру, начать стахановскими темпами. Строительство началось в августе 2002 года, причем сразу же с опережением графика. Первую очередь ввели в эксплуатацию 1 ноября минувшего года, а к маю 2005-го реконструкцию всего комплекса путепроводов планируется завершить полностью.
Деньги никогда не бывают лишними. Но вот какая прослеживается тенденция: в экстренных случаях Сергей Дарькин не боится принимать на плечи краевого бюджета функции как муниципальных, так и федеральных властей, которыми вроде бы вообще не должен заниматься. Речь идет об укреплении пограничной реки Туманной (охрана госграницы - прерогатива Москвы), когда медлить было просто нельзя и губернатор распорядился выделить средства на первоочередные работы из краевого бюджета. Другой пример - строительство очистных сооружений для Владивостока, до которых у городских властей руки, к сожалению, так и не дошли. «Решив водную проблему южного Приморья, краевая администрация планирует заняться строительством очистных сооружений и полигона твердых бытовых отходов во Владивостоке», - говорит Сергей Дарькин сегодня.
Интересным образом совпадает ряд положений недавнего послания губернатора жителям Приморья и путинского послания Федеральному собранию РФ - при том, что Сергей Дарькин свой документ огласил раньше. Один только пример: Владимир Путин назвал в ряду приоритетов обеспечение населения доступным жильем, а в крае уже вовсю действует губернаторская программа «Квартира - молодой семье!». В 2003 и 2004 гг. на строительство жилья было выделено по 240 млн. рублей, и уже сдан в эксплуатацию дом в городе Владивостоке на 128 квартир.
РАССЛАБЛЯТЬСЯ НЕ ВРЕМЯ…
Антикризисное управление, которым был вынужден заниматься в начале своего губернаторского срока Сергей Дарькин, уже сменяется ровной управленческой работой в условиях относительной стабильности. «У меня есть свое самолюбие, - признается Сергей Дарькин, - и я по-настоящему горжусь тем, что привел пирамиду проблем, которые существуют во Владивостоке и Приморье, к абсолютно идентичным проблемам всей России».
Политическая и экономическая стабильность в крае - не повод для расслабления. Наоборот, она должна стать фундаментом для дальнейшего развития. «Для меня главная задача, - подчеркивает Сергей Дарькин, - повышение уровня благосостояния приморцев. Экономический рост для нас не является самоцелью. Главное - это улучшение качества жизни».
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток», Владимир СЕРГЕЕВ, специально для «В»