Чума на оба ваши дома?
На учебу, организованную на базе Владивостокского медицинского университета, ходили на днях все ответственные сотрудники городской дезостанции во главе со своим начальником Екатериной Зайцевой. Осваивали современные методы работы, в том числе профилактику чумы.
На учебу, организованную на базе Владивостокского медицинского университета, ходили на днях все ответственные сотрудники городской дезостанции во главе со своим начальником Екатериной Зайцевой. Осваивали современные методы работы, в том числе профилактику чумы.
Казалось бы, что нам чума? Это в средние века от нее вымирало то пол-Европы, то пол-Азии. И вовсе не игрой слов звучало для зрителей театра “Глобус” проклятие шекспировского героя: “Чума на оба ваши дома!”. Ближе к нашему времени повальных эпидемий уже не случалось, разве что локальные вспышки. Во Владивостоке такая была с марта по октябрь 1921 года. С тех пор – тьфу-тьфу. Однако тема чумы, как выяснил корреспондент “В”, действительно может стать актуальной.
Многие владивостокцы уверены, что в городе заметно прибавилось крыс. Они и вправду стали чаще попадаться на глаза – возле мусоропроводов многоэтажных домов, на площадках с контейнерами для отходов, а то и просто на дорожках посреди микрорайонов. То ли крысы обнаглели, то ли с ними не борются?
- Боремся, - утверждает руководитель дезостанции Екатерина Зайцева. – Дератизационные мероприятия по всему городу вплоть до последних дней проводились в полном объеме. Единственное – с первого июня мы не обслуживаем жилье Первореченского района, поскольку тамошний ПЖЭТ уже год нам не платит. У них там какая-то реорганизация, но мы все-таки надеемся, что этот жилтрест погасит свою задолженность и район не останется без дератизации.
Екатерина Николаевна говорит, что упомянутый ПЖЭТ – лишь одна из 18 жилищно-коммунальных структур, с которыми по договорам работает дезостанция, что вокруг первореченцев электронные СМИ просто-напросто подняли много шума и что ситуация с крысами в этом районе и в целом по городу – контролируемая, управляемая.
А то, что теперь мы нередко видим мерзких голохвостых грызунов воочию – естественно. По законам природы. Стало по-настоящему тепло, и крысы покинули подвалы, где гнездятся зимой и в ненастье, подтянулись к местам кормежки.
К слову, с оценкой ситуации в общем согласен и руководитель краевой противочумной станции Геннадий Мурначев. Его персонал, который систематически по специальной методике проводит подсчеты, пока тревогу не бьет: численность грызунов во Владивостоке не изменилась. Тем не менее опасность возникновения в городе чумы, увы, вполне реальна.
Знаете ли вы, что сотрудники противочумной станции постоянно ловят крыс? Нет, не сачком. И со шваброй за грызунами не гоняются. Они ставят ловушки “геро” – для приманки жарят у себя на станции хлеб на подсолнечном масле – в определенных местах. Это 80 объектов на давно вычисленных путях миграции крыс. Отловленных доставляют сюда, в лабораторию на улице Морозова, 7, где и исследуют. Как известно, чума зарождается на грызунах, переходит на их блох, а те переносят возбудителей болезней на человека.
- Местные, скажем так, аборигенные крысы нас меньше беспокоят, - говорит Геннадий Мурначев. – Мы их систематически контролируем, знаем, что у них есть и чего нет – например, чумы. Но вот завезенные грызуны могут эту в принципе стабильную ситуацию кардинально изменить в любой момент.
Чума-то как таковая на планете и сегодня существует, она никуда не делась – затаилась до поры до времени. Природные очаги этого грозного заболевания, где его поддерживают мыши-полевки, тушканчики, есть в Китае, Вьетнаме, Индии. Морские суда, приходящие во владивостокский порт из этих стран, сотрудники противочумной станции проверяют особенно дотошно. Сам порт тоже у них под надзором. А вот железнодорожные и автомобильные перевозки контролировать сложнее.
- Мы неустанно доводим до сведения всех коммерсантов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, необходимость сотрудничества с противочумной службой, - пояснил корреспонденту “В” Геннадий Павлович. – Вот они открыли фуру или контейнер с продуктами, а там крысы, может быть, живые, а может, уже дохлые. Их надо не разгонять, не вытряхивать, а прибить, упаковать тушки и привезти их к нам в лабораторию. Только так, общими усилиями, можно поставить заслон проникновению во Владивосток чумы.
Как говорят сотрудники вышеназванной станции, завезенные крысы отнюдь не будут чувствовать себя в нашем городе изгоями. К сожалению, в краевом центре полно продуктовых баз, где крупы, мука и т.п. никак не защищены от грызунов. То же самое можно сказать о подсобных помещениях сотен магазинов. Чуть ли не во всех административных и жилых зданиях Владивостока в подвалах подтекают сточные воды. Как раз в таких помещениях крысы любят жить.
Словом, места жительства и кормежки для «пришельцев» обеспечены так же, как тесный контакт со здешними собратьями. Больная крыса способна очень быстро перезаразить всю местную популяцию.
…Крыс и мышей биологи называют синантропными грызунами. Это значит, что они всегда живут рядом с человеком. Именно крысы становятся источниками заражения владивостокцев геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, дальневосточной скарлатиноподобной лихорадкой, или псевдотуберкулезом. А вообще-то грызуны служат переносчиками около 200 болезней, среди которых, к вящему нашему страху, главенствует чума.
Автор: Светлана ЖУКОВА, «Владивосток»