Вертикальная интеграция

Накануне главного государственного праздника на расширенном заседании компании ОАО «Российские железные дороги» ее президент Геннадий Фадеев представил проект стратегической программы развития железных дорог до 2010 года.

17 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1573 от 17 июнь 2004

Накануне главного государственного праздника на расширенном заседании компании ОАО «Российские железные дороги» ее президент Геннадий Фадеев представил проект стратегической программы развития железных дорог до 2010 года.

Исходя из документа, к 2010 году компания предстанет вертикально интегрированной транспортной корпорацией, реализующей две основные задачи. Первая – это эффективное предоставление независимым перевозчикам и операторам инфраструктурных услуг. Вторая – выполнение функций универсального публичного перевозчика всех видов грузов и категорий пассажиров на российском и международном рынках.

Однако конкуренция на рынке перевозок не сулит «РЖД» легкой жизни. Более 70% рельсовых путей дублируются автомобильными дорогами федерального значения. Железнодорожные перевозки комплектующих и готовых товаров нередко объективно проигрывают в конкурентоспособности автотранспорту при дальности перевозок до 800 километров, заострил внимание Фадеев.

Впрочем, конкуренция усиливается и на самих железных дорогах. В распоряжении независимых компаний находится свыше 26% парка грузовых вагонов, благодаря чему они выполняют более 21% грузовых перевозок. Причем в наибольшей степени высокодоходных: нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений, автомобилей, металлоизделий. Монополисту, как общественному предприятию, приходится мириться с низкодоходными, к коим президент «РЖД» отнес и каменный уголь.

На рынке пассажирских перевозок, в том числе и пригородного транспорта, основные усилия будут направлены на повышение доходности перевозок.

Что касается развития инфраструктуры, то Россию сделают мостом между Западной Европой и Восточной Азией. То есть максимально используют транзитный потенциал железных дорог на направлениях восток-запад России, включая Транссибирскую магистраль. Кроме того, в программе предусмотрены необходимые инвестиционные, технологические и правовые решения по строительству новых соединительных линий на Корейском полуострове. Предусматривается и существенное усиление подходов к погранпереходам с Китаем и российскими морскими торговыми портами. В ближайшие два года на участки Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог «выбросят» 31 миллиард рублей инвестиций.