С надеждой на законодателей
Свой 10-летний юбилей краевое Законодательное собрание скорее всего встретит где-нибудь в дороге, переезжая из района в район по плану подготовки муниципальной реформы в Приморье.
Свой 10-летний юбилей краевое Законодательное собрание скорее всего встретит где-нибудь в дороге, переезжая из района в район по плану подготовки муниципальной реформы в Приморье.
Этот «прогноз» основан на том жестком графике, по которому краевые депутаты перемещаются по приморской глубинке, возведя мобильность и постоянный поиск «обратной связи» с муниципалитетами в принцип своей законодательной деятельности. Время не ждет: уже к концу этого года все приморские муниципалитеты должны определиться со своими границами, а ЗС - утвердить эти границы отдельными законодательными актами. С началом 2006 года край вместе со всей страной должен перейти к двухуровневой системе местного самоуправления. Поэтому реформа требует своего продвижения по краю самым надежным, хотя и трудоемким способом, который на языке политтехнологов называется «от двери к двери». Только что провели выездное совещание в Надеждинском районе, а пора уж собираться в Черниговку и Спасск. На очереди - Дальнереченск и Новопокровка, Арсеньев и Камень-Рыболов, Хороль, Покровка и Пограничный, и это только до конца июля.
Встречи с муниципальными служащими и депутатами в Надеждинском районе по сравнению с уже проведенными в течение последнего года выездными депутатскими совещаниями по муниципальной реформе показали значительно возросший интерес селян к ожидающим их изменениям на законодательном поле. То ли в пословице «Гром не грянет - мужик не перекрестится» все дело, то ли агитация краевого парламента возымела свое действие. Вплотную подступив к реформе, в Вольно-Надеждинском задались вопросом: сколько сельских поселений в качестве МО первого уровня будет в составе Надеждинского муниципального района? Как известно, в основу образования района или городского округа положен территориальный принцип. Учитываются также численность сельских поселений, плотность населения, пешеходная доступность центра сельского поселения и наличие условий для решения вопросов местного значения органами местного самоуправления. Чтобы осуществить реформу с наименьшими издержками, депутаты ЗС предложили в состав Надеждинского муниципального района включить три сельских поселения. Для этого нужно изменить статус поселков городского типа Тавричанка, Раздольное и Новый, входящих в состав муниципального образования, переименовав их в поселки. Это позволит сохранить район и создать внутри него минимально возможное количество муниципальных образований первого уровня. Кроме того, жители этих населенных пунктов получат право на льготы, установленные для сельской местности. Напомним, что на состоявшейся в мае сессии краевого парламента в первом чтении уже были приняты законопроекты, устанавливающие границы четырех муниципальных районов: Лазовского, Красноармейского, Ханкайского и Пожарского. До конца года этот список должны пополнить и надеждинцы.
Как водится на подобных мероприятиях, в ответ на депутатские разъяснения и увещевания селяне излагают свои собственные проблемы. В Надеждинском районе «болячкой номер один» стала одноименная птицефабрика, которая является градообразующим предприятием и пока что находится в краевой собственности, но уже включена в план приватизации на 2004 год. По мнению трудового коллектива «Надеждинской», подготовка к смене собственника может привести стабильно работающее предприятие, где средняя зарплата превышает шесть тысяч рублей, к банкротству. Краевые законодатели разделяют опасения птицеводов: они неоднократно обращались к губернатору края с предложением оставить птицефабрику в краевой собственности. По их мнению, в приватизации «Надеждинской» нет особой необходимости. Председатель ЗС Приморья Сергей Сопчук пообещал трудовому коллективу птицефабрики обсудить этот вопрос на одном из ближайших сессионных заседаний краевого парламента и отметил, что ситуация с данным предприятием - еще один аргумент в пользу принятого краевыми депутатами закона «О приватизации государственного имущества Приморского края». После нелегких согласований с краевой администрацией депутаты все же добились, чтобы со следующего года перечень предприятий, подлежащих приватизации, утверждался Законодательным собранием.
Еще один повод для надеждинцев апеллировать к краевой власти – финансирование программы «Молодая семья». 240 миллионов рублей, предназначенные для выполнения этой целевой программы в 2004 году, в соответствии с законом о краевом бюджете распределены по всем муниципальным образованиям края. Но средств на эти цели большинство городов и районов Приморья пока так и не получили. Например, на обеспечение жильем молодых семей Надеждинского района запланировано 6,8 миллиона рублей. Администрация муниципального образования подготовила все необходимые документы, но денег надеждинцам краевой бюджет не выделяет.
Исполнение программы «Квартира - молодой семье!» стало одной из наиболее актуальных тем на выездном совещании в Вольно-Надеждинском. Сергей Сопчук выразил уверенность, что программа «Квартира - молодой семье!» должна работать на всей территории Приморского края, а не только в краевом центре. С этой целью депутатам недавно удалось внести изменения в программу, предусмотрев не только строительство нового жилья, но и возможность приобретения квартир на вторичном рынке. Стоимость строительства в сельской местности очень высока, а приобрести несколько квартир на вторичном рынке, по мнению председателя ЗС, - это вполне реально. «Сейчас выполнение программы идет только по двум городам края - Находке и Уссурийску. Но мы считаем, что закон исполнять необходимо и деньги из бюджета должны быть направлены уже в этом году в каждое муниципальное образование», – заявил Сергей Сопчук.
Говоря о проведенном совещании в целом, председатель ЗС Приморья отметил, что «одной из основных задач краевых депутатов является выстраивание отношений с муниципальными образованиями. Для достижения этого при Законодательном собрании создан отдел по местному самоуправлению, который рассматривает межбюджетные вопросы и проблемы развития муниципальных образований, что особенно актуально в свете уже начавшейся реформы местного самоуправления».
Режим диалога, избранный для подобных мероприятий, позволяет, в частности, находить ответы на вопросы, которые … уже решены законодателями, но не везде это известно. Например, председатель районной комиссии по делам несовершеннолетних Вера Логачева сообщила, что приходится работать по устаревшим нормативным документам. В частности, основной документ, регламентирующий комиссии, был принят в далеком 1968 году. На что Сергей Сопчук сообщил, что приморские депутаты уже рассмотрели и приняли в первом чтении нормативный акт, регулирующий работу комиссий по делам несовершеннолетних. В разработке этого документа, как и многих других, весьма пригодилось знание реалий, почерпнутых законодателями в их поездках по краю.
Автор: Александр КАРТАШОВ, «Владивосток»