Две стороны одной медали

1 июня в Пекине начались слушания по проблеме пересмотра антидемпинговых пошлин для импортеров холоднокатаной стали. Пошлины установлены восемь месяцев назад в отношении продукции металлургических комбинатов Южной Кореи, Тайваня, Казахстана, Украины и России, которых китайцы заподозрили в занижении цен на холоднокатаный прокат. Тогда под жернова антидемпингового расследования попали сразу «три кита» российской черной металлургии: Магнитка (Магнитогорский металлургический комбинат), Череповецкий металлургический комбинат, НМЛК (Новолипецкий металлургический комбинат). Первоначально всем им «светила» наценка в размере 29%, однако в ходе напряженных переговоров таможенный барьер удалось снизить: до 17% для ММК, 9% для Череповецкого металлургического комбината и 7% для продукции Новолипецкого комбината.

11 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1571 от 11 июнь 2004

1 июня в Пекине начались слушания по проблеме пересмотра антидемпинговых пошлин для импортеров холоднокатаной стали. Пошлины установлены восемь месяцев назад в отношении продукции металлургических комбинатов Южной Кореи, Тайваня, Казахстана, Украины и России, которых китайцы заподозрили в занижении цен на холоднокатаный прокат. Тогда под жернова антидемпингового расследования попали сразу «три кита» российской черной металлургии: Магнитка (Магнитогорский металлургический комбинат), Череповецкий металлургический комбинат, НМЛК (Новолипецкий металлургический комбинат). Первоначально всем им «светила» наценка в размере 29%, однако в ходе напряженных переговоров таможенный барьер удалось снизить: до 17% для ММК, 9% для Череповецкого металлургического комбината и 7% для продукции Новолипецкого комбината.

На предприятиях вздохнули с облегчением, поскольку эти ставки позволяли сохранять минимальную рентабельность экспортных операций. Радость металлургов разделили многие жители Приморского края... При чем здесь Приморье? С этого вопроса Виктория Калинина начала разговор с участником «стальных» пекинских слушаний - директором Дальневосточного филиала НЛМК Павлом Пацвальдом.

- Все очень просто, - объясняет Павел Владимирович. – К примеру, экспортная продукция череповецкой Северстали проходит через Восточный порт, а Магнитогорского комбината - через Владивостокский морской. Фактически металлурги обеспечивают стабильной работой оба транспортных узла. Прибавьте сюда загрузку железной дороги. Это зарплата тысяч людей, налоговые поступления в бюджет и т. д. Но что будет, если из-за высоких пошлин в Китае экспорт станет невыгоден металлургам? Естественно, это плохо отразится на деятельности портов и предприятий-смежников, а значит – на заработках докеров, железнодорожников, автотранспортников, служащих агентств, банков…

- Цепная реакция?

- Именно. Вот почему вопрос о ввозных пошлинах, который ныне обсуждается в Китае, напрямую затрагивает интересы Приморского края, а не только российской металлургии.

- Насколько я знаю, уже не в первый раз?

- В четвертый. Впервые мы столкнулись с проблемой антидемпинга в 1999 году. Тогда китайское правительство, не особенно вдаваясь в разбирательство - кто прав, кто виноват, приняло политическое решение ограничить ввоз продукции российских предприятий. Тем самым власти попытались защитить своего товаропроизводителя, который не мог конкурировать с нами ни по качеству, ни по цене. 

- Понять китайцев можно…

- Да, но тут палка о двух концах. По большому счету, в любой войне не бывает победителей – обе стороны всегда проигрывают. Во-первых, они вкладывают большие ресурсы для того, чтобы защищать свои интересы. Во-вторых, сразу происходит дестабилизация ситуации. Практика показала, что как только был нанесен удар по российским производителям, тут же на рынок Китая хлынула металлопродукция из Европы, устроив там еще большую вакханалию. Кстати, буквально недавно мы обсуждали с нашими китайскими коллегами ситуацию 1999 года и пришли к единому мнению, что время торговых войн должно остаться в прошлом. Проще сесть за стол переговоров и сказать: ребята, мы в тяжелом положении с рентабельностью на уровне ноля. Поэтому поддержите нас в трудную минуту, сократив объем поставок на наш рынок, и т. д. Я думаю, это нормально. Путь переговоров всегда выгоднее.

- Но к осознанию этого вы и ваши партнеры пришли не сразу?

- К великому сожалению, мы всегда получаем опыт, набивая собственные шишки. Катализатором очередной торговой войны явилась Америка. Как вы помните, два с половиной года назад США ввели защитные меры против поставок стали из-за рубежа. Но сработал принцип домино. Тут же аналогичные меры были приняты в Европе и Китае. К чему это привело? Буквально за год цены на металлопродукцию взлетели по всему миру в среднем на 50-70%. Соответственно подорожали автомобили, холодильники и прочее, прочее…  А все начиналось с того, что одна страна сказала: «Я буду защищать своих производителей, и мне безразличны чужие интересы!».

- Для Дальневосточного филиала НЛМК это чем обернулось?

- Мы поставляем в Китай трансформаторную сталь. Этот вид проката также поначалу обложили антидемпинговой пошлиной, однако нам удалось доказать, что экспорт не наносит урон китайской экономике. Наоборот, сокращение поставок приводит к росту цен на трансформаторы и другую электротехническую продукцию. На слушаниях по проблеме антидемпинга мы выступили со своими деловыми партнерами с консолидированной позицией. В конце концов правительство Китая сняло ограничения. Это было абсолютно грамотное решение! Благодаря отсутствию ограничительных мер цены на электротехническую сталь в Китае практически не выросли,  что не скажешь о строительных сталях, автомобильном листе.

- Но следующий процесс - по холоднокатаной стали - для вас закончился не очень хорошо!

- Почему же? Мы получили самую низкую демпинговую маржу - 7%, опередив не только российские комбинаты, но и зарубежных конкурентов, таких как Hyundai Hysco (12%) и Dongbu Steel (14%) из Ю. Кореи, а также крупнейший металлургический комбинат Тайваня China Steel Corporation (24%). По мнению экспертов, семипроцентная пошлина для НЛМК свидетельствует о том, что наша сталь поставляется в Китай по обоснованным ценам. Хотя на первом этапе нам хотели установить маржу 29%. Но опять же мы смогли убедить своих партнеров и китайское правительство в несправедливости такой меры.

- Как видно, не до конца, раз в Китае инициирован пересмотр антидемпингового решения 2003 года.

- Не знаю, с чем это связано… Вообще, это впервые такое, когда пересматривается решение по антидемпингу. Достаточно большая интрига для меня. Будем разбираться.

- На пекинских слушаниях вы, Павел Владимирович, представляете только интересы НЛМК?

- Нет, конечно. Как и представители других комбинатов России, я защищаю интересы всей металлургической отрасли страны. У нас выработана единая позиция.

- Можно ее как-то очертить? Ни шагу назад?

- Мы против крайностей с любой стороны. Решения должны быть аккуратными и взвешенными, учитывая, что мировая экономика и так находится на грани кризиса. И, конечно же, мы будем говорить о том, что Россия Китаю ни в коем случае не враг, а прежде всего - друг и партнер.

- О каких объемах поставок холоднокатаной стали из России идет сегодня речь?

- За год порядка 2 млн. тонн на сумму около миллиарда долларов США.

- Если предположить, что антидемпинговые пошлины для НЛМК и других российских комбинатов пересмотрят в сторону увеличения, скажем, вдвое – что, тогда вдвое сократятся и экспортные поставки?

- Они могут абсолютно прекратиться. Со всеми вытекающими последствиями для экономики нашей страны и Приморского края, в частности. Пострадает и китайская промышленность. Но, я уверен, мы сумеем найти взаимоприемлемое решение.

Автор: Виктория КАЛИНИНА, специально для «В»