Бесовщина где-то рядом
Думаю, большинству современных зрителей мало известно творчество Федора Сологуба. На этот случай маленькая справка из энциклопедического словаря: «Сологуб Ф. К. (1863-1927), русский писатель. В гротескно-заостренном романе «Мелкий бес» автор дает сатирическое изображение русской провинциальной жизни».
Думаю, большинству современных зрителей мало известно творчество Федора Сологуба. На этот случай маленькая справка из энциклопедического словаря: «Сологуб Ф. К. (1863-1927), русский писатель. В гротескно-заостренном романе «Мелкий бес» автор дает сатирическое изображение русской провинциальной жизни».
Вооружившись столь «мощными» знаниями, можно смело отправляться на новый спектакль театра ТОФ по мотивам одноименного романа.
Последние годы все большую популярность приобретают авторские театры. Недавний выпускник академии искусств Александр Карпов своей постановкой по праву заявил о себе как истинный автор тофовской премьеры. «Мелкий бес» - режиссерский дебют Карпова-актера, он же создал и инсценировку по роману Сологуба. Да еще волею судеб на премьере сыграл главную роль Ардальона Передонова. Его герой почти все время на сцене, потому можно себе представить, как сложно было начинающему режиссеру работать над спектаклем, глядя на него не привычным для постановщика взглядом со стороны, а находясь непрерывно внутри действия.
Браво Александру Карпову, сумевшему справиться с этой задачей: придумать и воссоздать на сцене самое сложное - жанр и форму спектакля.
Трагифарс - так определил постановщик свое творение. И действительно, на подмостках возникает трагическое переплетение судеб, разыгрывается вакханалия то гимназическая, то вполне взрослая, жуткие видения героя, в результате теряющего рассудок. Все это подано лихо, отчаянно, азартно.
Выдумка режиссера бьет ключом, порой зрительское восприятие просто-напросто не успевает следить за бесконечными перестроениями на сцене, за каскадом бесчисленных трюков. Перечислять их - дело бессмысленное и неблагодарное, их надо видеть. При всем том в спектакле читается главная мысль - может быть, нелепый и дурацкий бес Недотыкомка поселился не только в горячечном мозгу героя, нет, бесовщина жила и живет в каждом из нас: суесловие и тщеславие, гордыня и зависть, похоть и корыстолюбие…
А возвращаясь к форме спектакля, надо сказать, что Карпов придумал школьный класс, где великовозрастные гимназисты, одетые в одинаковые ладные костюмы, разыгрывают историю несчастного и жалкого гимназического учителя Передонова. Они легко перевоплощаются в героев романа, на ходу приспосабливая для своих персонажей очаровательные и изящные детали туалетов, которые изобрела фантазия Натальи Стороженко. И поскольку историю разыгрывают гимназисты, они могут позволить себе любые вольности, шалости и комментарии. А если прибавить то, что над всем происходящим витает бесовщина, то на сцене возможно все: танцевать подобие сумасшедшего канкана под хачатуряновский «Танец с саблями», петь частушки на мелодию «Танца маленьких лебедей», где текст вот-вот зашкалит за грань дозволенного в приличном обществе, ан нет, не зашкаливает. Гимназический хор слаженно, как на заключительном смотре художественной самодеятельности, исполняет непростые вокальные многоголосья, лихо двигает парты, превращая их во что угодно, кроме того, для чего они предназначены.
Молодые актеры работают увлеченно, как бы на вкус пробуя себя в сложном, пока незнакомом жанре. Их ансамбль настолько слажен, что трудно кого-нибудь выделить. И тем не менее.
Длинная, как жердь, и глупая Варвара (Елена Удатова), похожий на Карлсона друг Передонова Павлушка - Максим Клушин. Провинциальная Мессалина - Людмилочка (Татьяна Зарюта), шустрая, алчная, беспринципная вдовушка - Инна Кулеба, входящий в сложный взрослый мир робкий гимназист Пыльников - Алексей Красный, знающая себе цену служанка Клавдия - Наталья Войник. Простите, господа актеры, кого не назвала. Ваша молодая энергетика с огромной силой передается в зрительный зал, который с удовольствием реагирует на все, что вы делаете, порой не обращая внимания на мелкие недоработки. Главное, не растерять со временем премьерный запал, азарт и кураж.
Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для «В», Татьяна БАТОВА (фото), «Владивосток»