Провокация грязной воды

Увы, «грязные» политические технологии стали неизменным атрибутом предвыборной кампании любого уровня. Пытаясь избавиться или хотя бы отбросить на безопасное расстояние серьезного соперника, конкуренты прибегают к использованию самых разнообразных, не всегда красивых, но при этом относительно дешевых средств. Листовки и публикации, содержащие обвинения и заведомые инсинуации в адрес того или иного кандидата, способны повлиять на его шансы одержать победу на выборах. Владивосток, который сейчас готовится к смене градоначальника, можно сказать, на себе переживает использование подобных грязных методов. Почтовые ящики, подъезды домов завалены листовками и газетами-однодневками с компроматом на некоторых претендентов на должность мэра. Насколько опасны грязные политтехнологии для общества, стоит ли доверять предвыборным листовкам из почтового ящика, как отличить «черный» пиар от обычной информации? На эти и другие вопросы отвечает политолог Александр Смирнов.

8 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1568 от 8 июнь 2004

Увы, «грязные» политические технологии стали неизменным атрибутом предвыборной кампании любого уровня. Пытаясь избавиться или хотя бы отбросить на безопасное расстояние серьезного соперника, конкуренты прибегают к использованию самых разнообразных, не всегда красивых, но при этом относительно дешевых средств. Листовки и публикации, содержащие обвинения и заведомые инсинуации в адрес того или иного кандидата, способны повлиять на его шансы одержать победу на выборах. Владивосток, который сейчас готовится к смене градоначальника, можно сказать, на себе переживает использование подобных грязных методов. Почтовые ящики, подъезды домов завалены листовками и газетами-однодневками с компроматом на некоторых претендентов на должность мэра. Насколько опасны грязные политтехнологии для общества, стоит ли доверять предвыборным листовкам из почтового ящика, как отличить «черный» пиар от обычной информации? На эти и другие вопросы отвечает политолог Александр Смирнов.

- В ожидании предстоящих выборов на пост главы администрации Владивостока мы становимся свидетелями настоящей PR-войны, значительное место в которой отводится грязным политтехнологиям. Как вы относитесь к применению таких методов?

- Прежде всего хотел бы подчеркнуть, что «черный» пиар  в политике зародился вместе со свободными выборами и, судя по всему, неотделим от них. Гениальный американский писатель Марк Твен еще в 1870 году написал по этому поводу небольшой рассказ «Как меня выбирали в губернаторы», ставший классическим описанием применения грязных технологий. Рекомендую его прочитать на досуге всем, кто хочет понять, что происходит сегодня в этой области, тем более что с той поры ничего практически не изменилось.

- Можете привести наиболее яркие примеры «черного» пиара?

- Его формы многочисленны и разнообразны. В начале 90-х годов для дискредитации активно использовали обвинения в связях с коммунистами и функционерами КПСС. Это срабатывало примерно до середины последнего десятилетия, затем же начались поиски новых «страшилок» для избирателей. В итоге появился целый букет заготовок, среди которых – обвинения претендента в продаже Родины, предательстве, в неправильной национальности, в отношении к криминалу, фашиствующим элементам и так далее. Словом, творческая «черная» мысль била и бьет ключом.

Претендента-военного представляли в виде полудурка, способного только отдавать команды «ать, два» и не более. Генерала Шпака, бывшего командующего ВДВ, ставшего недавно губернатором Рязанской области, в ходе кампании обвиняли во всех смертных грехах – в предательстве и еще во многом другом. Когда это не помогало, придумывали еще и еще. Для того чтобы остановить генерала Лебедя на предыдущей избирательной кампании по выборам губернатора Красноярского края, по городу запустили маршировать целый отряд фашиствующих молодчиков, одетых в черную форму с нашивками на рукаве в виде лебедя, стилизованными под свастику. Фашисты в поддержку русского генерала? Это ново и круто! Но не помогло. Стоит заметить, что при всем этом генералу противостоял университетский профессор, сама ученость и благовоспитанность.

Известному эстрадному артисту Евдокимову, ввязавшемуся в борьбу за пост губернатора Алтайского края, за которым нет ничего, кроме народной молвы о «красной морде после бани», пришили обвинения в том, что он расчищает путь московским бандюкам, которые в случае его победы сразу же  придут на Алтай и все скупят, разорят, развалят, сожрут...

Количество подобных примеров настолько велико, что хватит на приличную по объему книгу. Могу только констатировать, что все наработки спецов от грязного пиара уже широко используются в избирательных кампаниях на всей территории Приморского края, но, как правило, их апогей приходится на выборы в органы исполнительной власти -  губернаторские и глав городов и районов. И, как вы сами отметили, кампания во Владивостоке не является исключением.

- Чем же объясняется живучесть «черных» технологий, если о них уже все знают?

- Дело в том, что люди более охотно доверяют негативу, нежели позитиву, и с этим ничего не поделать. Как говаривал один мультипликационный персонаж, «хорошими делами прославиться нельзя». В этом есть большая доля истины. Кроме того, для продвижения положительной информации, или «белого» пиара, необходимо затратить в несколько раз больше материальных, интеллектуальных и иных затрат, чем для морального «уничтожения» соперника по политической борьбе.

Иначе говоря, одной из причин, по которой та или иная сторона в ходе избирательной кампании прибегает к использованию грязных приемов, является элементарная неполноценность, как финансовая, так и идейная, а то и просто неверие в собственную победу. Тем самым подтверждается хорошо известный факт, что ложь и клевета – удел слабых.

- Скажите, как все-таки избирателю определить – применяют ли в борьбе за его голос некорректные методы агитации?

- Самый главный отличительный признак «черного» пиара – истеричность подаваемых материалов, использование сильных эмоциональных приемов, давящих, что называется, на психику. Очень часто муссируются тема смерти и вся атрибутика, с ней связанная,  - трупы, гробы, кресты и тому подобное. Вспомним, например, как «топили» одного из кандидатов на выборах губернатора Приморья, давая фотографии могилы его давно умершей бывшей жены.

Значительно хуже работают описания грядущих катастроф, которые якобы наступят, если пройдет нежелательный кандидат, но и они вносят свой вклад в грязное дело. Наиболее же истерично контрастное противопоставление по принципу «или наша победа – или смерть», ну и так далее. К аналогичным приемам, кстати, прибегают и на митингах, где часть публики способна «заразиться», если выступают хорошо подготовленные ораторы.

- Неужели нет никакого оружия против подобных технологий?

- Есть. Кандидатам, которые подвергаются воздействию «черного» пиара, я бы порекомендовал использовать асимметричные методы борьбы, то есть не те, на которые рассчитывает нападающая сторона. Опускаться до оправданий, как показывает практика, совершенно бесполезно. Как выразился один знаменитый поэт, нельзя фехтовать с навозной кучей.

- Но что же делать избирателям, на головы которых обрушиваются горы так называемого компромата?

- Избирателю нужно думать своей головой, не поддаваясь эмоциям. И не забывать, что основная задача специалистов по грязным технологиям – превратить выборы, рациональный акт, в истеричное шоу. Цель, которая при этом преследуется, очевидна – пользуясь возникшей шумихой вокруг очерненного кандидата, попытаться провести своего, который, разумеется, выйдет на арену весь в белом. Если таковое произойдет, в том числе и на предстоящих выборах во Владивостоке, многие из нас получат совсем не тот результат, на который было изначально рассчитано.

- То есть, по сути, «черный» пиар – это провокация?

- Безусловно. Это провокация чистой воды. Точнее, грязной…

КСТАТИ

В почтовых ящиках жителей Владивостока появилась листовка, содержание которой направлено против кандидата на должность мэра города, депутата Законодательного собрания Владимира Николаева. Как сообщили в городской избирательной комиссии, полиграфическая продукция по виду напоминает буклет, зарегистрированный для распространения предвыборным штабом кандидата. Однако фальшивая листовка приписывает Николаеву слова и поступки, к которым он не имеет никакого отношения. Например, фальшивка сообщает о якобы существующем у кандидата намерении соорудить “колумбарий на кладбище для городских пенсионеров” и провести “достойные похороны в случае их безвременной кончины”. Примечательно, что в действительности строительство колумбария для захоронения праха на 15 тысяч мест ведется на Лесном кладбище Владивостока по заказу администрации города. На эти цели из бюджета муниципального образования было выделено более 3 миллионов долларов, а свою подпись под документом ставил другой кандидат на выборах мэра – Юрий Копылов.

Автор: Отдел политики «В»