Полеты наяву

Было это 100 лет назад. Русско-японская война 1904-1905 гг. положила начало военному воздухоплаванию на Дальнем Востоке, хотя этот вопрос разрабатывался в российской армии еще с 1880 года, когда в Подмосковье был сформирован учебный воздухоплавательный парк.

2 июнь 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1565 от 2 июнь 2004

Было это 100 лет назад. Русско-японская война 1904-1905 гг. положила начало военному воздухоплаванию на Дальнем Востоке, хотя этот вопрос разрабатывался в российской армии еще с 1880 года, когда в Подмосковье был сформирован учебный воздухоплавательный парк.

С началом русско-японской войны по предложению командующего Маньчжурской армией генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина была сформирована Сибирская воздухоплавательная рота с имуществом крепостного типа, новых полевых аппаратов в армии еще не было.

К июлю 1904 года дворянин Сергей Константинович Максимович на собственные средства оснастил полевым имуществом вновь сформированное вьючное воздухоплавательное отделение. На его смотре в Новом Петергофе присутствовал сам император. Тогда же по его приказанию был образован Восточно-Сибирский полевой батальон двухротного состава, который возглавил командир учебного воздухоплавательного парка полковник А. М. Кованько. Только с этого времени русская армия стала использовать воздухоплавательные шары в русско-японской войне.

Но во Владивостоке первый воздушный шар поднялся в небо раньше.

26 апреля 1904 г. капитан-инженера Федора Алексеевича Постникова вызвали на командный пункт Владивостокского отряда крейсеров. Контр-адмиралу  Иессену срочно требовалась  консультация по поиску затонувших барж, обломков кораблей. Постников был известен тем, что еще во время обучения  в Петербурге в императорской военно-инженерной академии и воздухоплавательной школе предложил использовать аэростаты для очистки протоков Невы от обломков крушения военных и гражданских судов.

Судя по всему, рекомендации молодого специалиста  настолько удовлетворили адмирала, что по его особому распоряжению Постникову поручили  проектирование и строительство сферического аэростата, причем  в кратчайшие сроки: ожидать поступления готовых аэростатов из столицы, ввиду тяжелой военной обстановки, не приходилось. Аэростат был спроектирован в течение нескольких часов. Ему дали имя «Эсперо» (что в  переводе с эсперанто означает «Надежда»).  Для материального воплощения аэростата в жизнь (его изготавливали в условиях строгой секретности в  мастерских военного порта) нашли 15 первоклассных портных. К аэростату объемом 400 кубических метров и  полевому водородному генератору  «прилагались»  20 матросов. Первый запуск состоялся 25 мая 1904 года, на следующий день аэростат был испытан в свободном полете.

Капитан-инженера Ф. Постникова сразу же назначили  командиром первого военно-морского воздухоплавательного отряда. С этого времени и вплоть до ноября 1904 года отряд под командованием Постникова занимался тренировками, экспериментами по производству водорода, поиском и обнаружением затонувших мин, а также вел наблюдения  за акваторией моря вблизи Владивостока в дневное и ночное время и устанавливал телефонную  связь между аэростатом и кораблем, ведущим аэростат, можно сказать,  на буксире.

Увы,  сферические аэростаты ввиду сильного ветра в окрестностях Владивостока оказались не очень подходящими. Решено было срочно выписать из Германии аэростаты типа «Kite» («Бумажный змей»).  Их испытали спустя полгода, в ноябре. Новые аэростаты доказали свою пригодность для «охоты» за минами и кораблями противника.    Воздухоплавательный парк дислоцировался вначале на Эгершельде, затем в Гнилом углу (долина р. Объяснения). За 1904 год воздухоплаватели совершили 49 подъемов воздушных шаров и змейковых аэростатов, один свободный полет; в 1905 году было совершено 145 подъемов и 7 свободных полетов. К концу 1905 года в штате парка числилось 6 офицеров, 103 нижних чина и 1 кондуктор.

Деятельность морских воздухоплавателей была нелегкой и часто опасной. Так, 12 апреля 1905 года во время свободного полета на сферическом аэростате «Чайка» Ф. Постникова, принятого за японского разведчика, обстреляли наши войска. В течение 8 минут воздушный шар находился под винтовочным огнем. Чтобы стать недосягаемым для выстрелов, Постников сбросил часть балласта и поднялся выше зоны поражения.

8 августа 1905 г. капитан Постников был официально переведен в Адмиралтейство. За хорошую службу в должности  командира первого военно-морского воздухоплавательного отряда ему было присвоено звание подполковника. По высочайшему повелению он был награжден двумя боевыми орденами.

После прекращения военных действий Федор Постников полностью сосредоточился на научных исследованиях и работах по укреплению первого военно-морского воздухоплавательного отряда.

Прибыв  во Владивосток, Федор  Постников  построил дом на холме,  на бывшей улице Лазаревской  (это здание под  № 99 на ул. Пушкинской  в несколько измененном виде дожило до наших дней). Не один год  в этом доме проходили занятия по эсперанто. На наружной западной стене Постников нарисовал большую  зеленую звезду на белом фоне - символ языка эсперанто, которому  Постников отдавал все свое свободное время. Вернувшись после учебы во Владивосток, он восстановил эсперанто-общество, созданное им еще в 1891 г.(первое в Азии), и возглавлял его как отделение Петербургского общества в течение пяти лет. В марте 1900 г. он вступил в Общество изучения Амурского края.

После поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Постников все чаще задумывается об эмиграции. Он не видит никаких перспектив в улучшении политической обстановки в стране. В конце 1905 г. Постников  отказывается от военной службы. Покидая Владивосток, он сдал морской воздухоплавательный парк лейтенанту В. Алексееву. К тому времени в состав парка входили пять воздушных шаров: «Эсперо», «Чайка», «Ястреб» объемом от 400 до 640 куб. м,  змейковый аэростат объемом 750 куб. м. А также  электролитический завод для получения водорода; ангары; бетонированные тоннели для серной кислоты; жилые помещения для команды;  хозяйственные постройки (баня, колодец, погреб, кухня и т.п.).

Продав  все свое имущество,  Ф. Постников отправляется в Америку, взяв с собой старшего сына. Многочисленная его  семья последовала за ним некоторое время спустя.   Находясь в эмиграции,  Ф. Постников   работал в различных ведомствах: проектировал и строил мосты, железнодорожные пути и станции, занимался строительством систем водоснабжения,  проектированием судов, маяков, дамб, пирсов и  зданий для Панамо-Тихоокеанской международной выставки, 28-этажного дома в Сан-Франциско. И конечно же, не забывал аэростаты. Он служил инструктором в школе армейских аэростатов в форте Омаха (штат Небраска), старшим офицером 2-го аэростатного эскадрона, инженером по проектированию дирижаблей и аэростатов типа «Kite». И до конца своей жизни все свои «свободные» деньги отдавал на развитие эсперанто-движения. Умер он в возрасте  80 лет в американском городке  Литл Рок (штат Арканзас).

Автор: Нелли МИЗЬ, краевед, Олег СТРАТИЕВСКИЙ, сотрудник музея ТОФ, Александр Титаев, член Общества изучения Амурского края, специально для «В»