В поисках свободы творчества
Всего полгода назад картины 22-летнего Михаила Булгакова выставлялись в одном из старейших замков архитектурного ансамбля города Мацуэ. Наш земляк получил приглашение от главы творческой делегации Японии, принимавшей участие во второй владивостокской биеннале. Работы Михаила не остались незамеченными. Его вновь пригласили в Японию для участия в отборочном конкурсе 76-й международной выставки “Свобода творчества и мастерства”, которая будет проходить в Токийском музее искусств.
Всего полгода назад картины 22-летнего Михаила Булгакова выставлялись в одном из старейших замков архитектурного ансамбля города Мацуэ. Наш земляк получил приглашение от главы творческой делегации Японии, принимавшей участие во второй владивостокской биеннале. Работы Михаила не остались незамеченными. Его вновь пригласили в Японию для участия в отборочном конкурсе 76-й международной выставки “Свобода творчества и мастерства”, которая будет проходить в Токийском музее искусств.
Позади успешно пройденный первый тур. Вернувшись во Владивосток, Михаил готовится продолжить борьбу за право участвовать в столь престижной выставке. Впрочем, и в Японии он, не теряя времени даром, принял участие в фестивале творческой молодежи “Немец, голландец, француз…”, организованном на открытом воздухе под горой Фудзи. Параллельно выставил свои работы в музее на главной улице столицы Японии – Гинза.
Интерес японцев к творчеству молодых российских художников, по мнению Михаила Булгакова, не определяет популярность последних в Японии:
- Тут происходит обратная реакция: художника, побывавшего в Стране восходящего солнца, соприкоснувшегося с восточной культурой, тянет познать ее еще глубже. А японцам мы интересны как экзотика. Хотя в живописи все новшества строятся на европейской школе, у самих японцев есть чему поучиться. Здесь есть что-то, чего нет ни в одной европейской стране. Для начала я стал изучать японский язык.
Первая поездка Михаила на выставку в Мацуэ стала знакомством с провинциальной жизнью страны. Теперь для него приоткрылась столичная жизнь Японии.
- Токио поглощает, восхищает, затягивает в людской водоворот. Однажды пройтись по шумной Гинза сравнимо с экскурсией на другую планету. Посещая богатейший музей европейского искусства, я был просто ошеломлен подлинниками Мане, Пикассо – художников, чьему творчеству вдохновенно следую.
Поскольку японцы - приверженцы минимализма в быту, украшать дом картинами у них не принято.
- Молодому российскому художнику рассчитывать на то, что его работы будут здесь раскупаться, не приходится, - сказал Михаил. - Так что в Японию хочется попасть для того, чтобы развиваться духовно.
После выставки у изрядно поиздержавшегося Михаила возникла все же идея продать одну из своих картин. Взяв свое творение, он отправился в многолюдный парк. Японцы шарахались от странного молодого человека с картиной в руках, как от сбежавшего из зоопарка страуса. Картину, естественно, не купили. Спасибо, что полицию не вызвали.
В июне Булгаков приглашен на последующие туры конкурса. Есть предложение принять участие в июльской выставке в музее на Гинза, где свои работы будут представлять три российских и три японских художника. Что-то вроде ринга. Сам собой напрашивается вопрос:
- Кто спонсирует такие творческие поездки?
- Это вечная проблема, - сокрушенно ответил Михаил. - И хотя интерес к творчеству художников Владивостока за рубежом – это реальная подпитка имиджа города, найти людей заинтересованных сложно. Я полюбопытствовал, каким образом коллеги-европейцы попадают на выставки. У них существует множество разных фондов, финансирующих молодые таланты.
Нынешняя поездка Михаила Булгакова состоялась при поддержке компании “ВладАвиа”, благодаря которой картины были доставлены в Японию. Сегодня, как, впрочем, и всегда, художник не может существовать за счет творчества. Классики современности вроде господина Шилова не в счет.
- Я не единственный художник, который “кормится” дизайнерской деятельностью. И если меня спросить, кем я себя считаю и кем по сути являюсь, я не отвечу однозначно. Какой-то жуткий микс из художника и дизайнера, получающего образование менеджера по рекламе.
Автор: Татьяна БАТОВА, «Владивосток»