Славы больше нет

22 мая в 17.15 умер Вячеслав Михайлович Воякин, редактор отдела фотоинформации газеты «Владивосток».

25 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1560 от 25 май 2004

22 мая в 17.15 умер Вячеслав Михайлович Воякин, редактор отдела фотоинформации газеты «Владивосток».

Врачи реанимационного отделения «тысячекоечной» больницы пытались вновь запустить его сердце, но на этот раз им не удалось сделать то, что получилось несколькими днями раньше, 17 мая, когда во время операции Слава пережил (слово-то какое) клиническую смерть.

Слава…

Так его все всегда и звали. Кто-то к «полтиннику» (а то и раньше) бронзовеет, обретает официальный лоск и статус, а Слава и в свои 52 оставался для нас Славой. Это – не фамильярность. Это – уровень человеческих отношений. Разве что те, кто уж очень намного моложе, называли его дядей Славой - молодые газетчики или бойцы ОМОНа, всегда считавшие его за своего.

Он как-то умел везде быть или быстро становиться своим – везде, куда бы ни забрасывали газетные дороги – в глухих деревнях, на отдаленных погранзаставах, на блокпостах в Чечне или Дагестане, на боевых кораблях Тихоокеанского флота или сторожевиках пограничников.

Слава, Славик…

Есть фотографы, которые любят и умеют классно снимать юных девушек, и это понятно: красота – вечный критерий. Есть умеющие великолепно снимать природу, пейзажи, передавая на пленке, а потом и в отпечатке неимоверную красоту наших мест. У Славы было странное, наверное, увлечение – больше всего он любил снимать стариков. Видать, он знал, понимал и чувствовал цену не только каждой награде, но и каждой морщине. Мы пишем время, а время пишет нас – прямо по нашим лицам. И в этих рисунках Слава знал толк. Поэтому журналисты нашей газеты по традиции, как и каждый год, собравшиеся пару недель назад, 9 мая, в сквере возле ДОФа, удивились, что Слава не пришел. Слава, знавший в лицо всех настоящих ветеранов. Мы и знать не могли тогда, что ему уже плохо, что вечером 10-го его увезет «скорая»; увезет, чтобы уже не вернуть.

Фотография – остановленное время. То, о чем мечтал Фауст, сегодня воплощается благодаря технологическим решениям. Однако, дробя это время, запечатлевая его, Славка, похоже, знал цену вечности: снимки, сделанные им в Чечне десять лет назад, могли быть сделаны – по духу и пониманию ситуации – в 44-м на 2-м Украинском фронте или позавчера в Ираке. А старики и старухи, которых он фотографировал всю жизнь, несут в своих глазах поистине мафусаилову мудрость.

Известно, что понимание жизни как таковой - самая сложная школа. Слава прошел ее и хлебнул из ее чаши сполна. Его жена, Раечка, умерла, когда дочери было девять лет, а сыну не было и годика. Он один поднял их на ноги.

Цена вопроса?

И нам, да, наверное, и героям его многочисленных фотографий он казался здоровяком, любителем жизни,  дружеского застолья и крепкого слова. Готовый, как и любой газетный репортер, к работе в любое время суток, он умел в момент съемки так сконцентрироваться, что черно-белая фактура на газетной полосе показывала самое главное, отсекая мнимое и наносное. В этом номере мы публикуем подборку Славиных фотографий; вглядитесь в них и вы увидите…

Как и все, что делается в газете, которая, как известно, живет один день, дело фоторепортера – суетное ремесло. Мы, конечно, можем хлопать друг друга по плечам, говоря: «Старик, ты классно написал!» или «Классно снял!», но при этом хорошо понимаем, что читатель пробегает страницы скучающим взглядом, торопясь к ужину или к телевизору. Снимки Воякина, однако, заставляли остановиться, вглядеться, потому что в них всегда были боль, нерв, крик.

Фотографы, как и все творческие люди, бесконечно ревнивы. Есть свои рейтинги, критерии, системы оценок. Все друг друга оценивают, сравнивают. И на этом поле Слава звучал нормально. Точнее не звучал – выглядел, смотрелся. И оценивался, как лучший фоторепортер Приморского края. Громкие слова, которых всегда хочется избежать, но в данном случае уместны только они и никакие другие. Каждый месяц редколлегия нашей газеты определяет лучшие публикации – по числу отмеченных материалов (читай: фотографий) Воякин за всю историю газеты безусловный лидер.

…Свой первый снимок в газете Слава опубликовал в конце 60-х. За прошедшие 35 лет за его подписью появились тысячи снимков. При всем при этом у него никогда не было персональных выставок, альбомов. Все это будет и очень скоро. 1 июля нашей газете исполнится 15 лет, и к этой дате мы приурочим немало разных мероприятий. Будет и фотовыставка: сквозной газетный репортаж, протяженностью в полтора десятка лет – искренний и безыскусный, как на газетной полосе, рассказ о нашей жизни.

Во многом это будет Славин рассказ, ему мы его и посвятим.

Будет и фотоальбом, где тоже наш меняющийся мир во многом показан именно Славкиными глазами. Альбом живет дольше газеты; наверное, и потомки будут вглядываться в рубеж веков на этой кромке Тихого океана через видоискатель Воякина.

…У плохого человека не бывает много друзей. А уж сколько друзей было у Славы – не сосчитать. Неделю назад о том, что со Славой плохо, узнали в ОМОНе, с бойцами которого Воякин не раз мотался на Северный Кавказ. Мужики не спрашивали, чем помочь, они тут же поехали и сдали для Славы кровь. Спасибо, ребята! Жаль, что не помогло…

Слава…

Нет столько слез, чтобы выплакать их по тебе.

Да ты и не любил слезы.

Мы любим тебя и помним.

Прости нас. И прощай.

* * *

Вячеслав Михайлович не спеша отбирал из огромного своего архива снимки, и запланирована была эта маленькая "фотовыставка жизни" неделей позже...

Владивосток, нетривиальный ракурс, июнь 1992г.

Владивосток, нетривиальный ракурс. Июнь 1992 г.

Путин в Хабаровске, февраль 2004 г.

Дагестан, Кизляр, февраль 1996 г.

Ельцин во Владивостоке, август 1990 г.

Дом престарелых, 1992 г.

Женская баня на Седанке, июль 1995 г.

Чечня, Ханкала, 1996 г.

Чеченя, Аргун, 1996 г.

Детский сад, 1995 г.

Последняя песня ветерана, май 1993 г.

Кто вернет папу? Октябрь 2000 г.

Путеец, август 1991 г.

Дагестан, Буйнакск, Приморский ОМОН в гостях у учителей, сентябрь 1999 г.

Дагестан, Кизляр, февраль 1996 г.

Вячеслав ВОЯКИН на базе ОМОНа в Аргуне, Чечня. Февраль, 1996 г.

Автор: Редакция газеты «Владивосток»