Авиация «для себя»

В мае 1911 года во Владивостоке состоялись первые воздушные полеты на аэроплане «Фарман». Личный самолетик для буржуя богатой страны – дело вполне обычное: на работу слетать, в гости, на отдых - кто ж откажется? Подобные времена настают и у нас. Самолет можно купить в частное пользование. Для семьи, для детей. Или для родного коллектива. Правда, каприз этот очень недешев... Тем не менее давно появились курсы для желающих научиться летать простых граждан. Есть расценки на обучение. И на покупку самолетиков - новых или подержанных: ситуация тут прямо как с японскими иномарками.

21 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1559 от 21 май 2004

В мае 1911 года во Владивостоке состоялись первые воздушные полеты на аэроплане «Фарман». Личный самолетик для буржуя богатой страны – дело вполне обычное: на работу слетать, в гости, на отдых - кто ж откажется? Подобные времена настают и у нас. Самолет можно купить в частное пользование. Для семьи, для детей. Или для родного коллектива. Правда, каприз этот очень недешев... Тем не менее давно появились курсы для желающих научиться летать простых граждан. Есть расценки на обучение. И на покупку самолетиков - новых или подержанных: ситуация тут прямо как с японскими иномарками.

Конечно, самолетом управлять – это не на самокате ездить, самолет - машина опасная как для пилота и пассажиров, так и для тех, кто внизу. Вот почему государственная служба авиации пытается держать ситуацию под контролем: регистрировать весь частный авиационный парк Приморья, требовать обеспечения безопасности полетов, следить за квалификацией пилотов. Увы, несмотря на строгость законов, ситуация в Приморье, судя по всему, не слишком управляема.

И тем не менее где можно обучиться летать на самолете? Сколько это стоит? Какие самолеты есть в частном владении в крае? Об этом наш сегодняшний разговор.

В Приморье появляется все больше самолетов в частном пользовании. Однако лишь единицы имеют право подниматься в воздух…

А САМОЛЕТИК-ТО ПОДЕРЖАННЫЙ

Некогда все воздушное пространство РФ за ничтожнейшим исключением контролировалось системами противовоздушной обороны и аэротехнической службой гражданской авиации. Сейчас единого аэронавигационного поля нет, и большая часть территории РФ, в том числе и Приморского края, не контролируется даже военными. Это позволяет неким товарищам недорого приобретать летательные аппараты на рынке, дешево ремонтировать с помощью несертифицированной техники и летать, не оформляя необходимые документы.

Как итог - случаи, подобные тому, что произошел в прошлом году в селе Красный Яр Красноармейского района - упал «Ан-2». Самолет не был зарегистрирован нигде. Ребята упали, нарушив элементарные правила загрузки самолета: набили его досками, взлетели, доски поехали назад, центр сместился, и самолет просто-напросто завалился. Специалисты сетуют, что нынче это абсолютно типичный случай для таких диких мест, как Приморский край.

В других регионах, говорят, «еще существует Советская власть», есть некое подобие авиационной дисциплины и контроля за выполнением полетов.

БУМАЖНЫЕ КРЫЛЬЯ

Что надо, чтобы самолет на законных основаниях поднимался в небо и не представлял явной опасности? Закон требует получить свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения. Это несколько проще, чем при регистрации авиакомпании, но требования весьма строгие. Здесь порядка 200 пунктов, среди которых наличие сертифицированных авиатехников, которые будут обслуживать самолет (порой единственный в авиапарке), причем авиатехнические работники на «Ан-2» требуются в количестве пяти человек. Владелец должен иметь советника по безопасности полетов, договоры на медобслуживание экипажа, договоры на услуги авиационной связи, на аэронавигационное обслуживание и многое другое. Опыт показывает, что на оформление всех бумаг у рискнувшего прикупить самолетик уходит не меньше полутора лет. То есть покупка самолета не есть факт того, что человек, имеющий свидетельство пилота-любителя, сможет летать туда, куда ему захочется, и тогда, когда ему это нужно.

В той же Америке человек покупает самолет, который базируется на каком-то аэродроме. Здесь существует техническая служба, с которой заключается договор, и его аппарат всегда готов к полету. Наша же система требует наличия собственного инженера даже на один самолет, заключенные договоры на заправку сертифицированным топливом сертифицированным заправщиком - специалистом, имеющим сертификат техника ГСМ.

ПРИМОРСКИЕ «ЧКАЛОВЫ» НЕ УТРУЖДАЮТСЯ

Отчасти из-за волокиты и строгости требований, а отчасти из-за отсутствия настоящего государственного контроля в этой сфере человек, купивший самолет в Приморье, нередко плюет на все инструкции и рекомендации. Аппарат свой даже не регистрирует и летает где хочется и как хочется. Пристроить крылатую машинку можно на какую-нибудь площадку. Допустим, в Чугуевке, где базируются военные, которым абсолютно все равно, что за частник у них под боком. Стороны договариваются – военные заявляют: «Во вторник-четверг летаем мы», в остальное время небо открыто для пиджаков. В результате в Приморье сейчас летают вся Золотая долина, вся Чугуевская долина, Преображение, Большой Камень – на рыбалку, охоту и по разным другим делам взмывают в воздух нигде не зарегистрированные самолеты, которые неизвестно сколько налетали. Ну и что, что нет формуляра – ведь ни один егерь на снегоходе «Буран» не может догнать вертолет «Ми-2». Свидетельства летчиков давно просрочены, никто их не подтверждал, медкомиссии они не проходят, никто их не осматривает перед полетом, может, они лыка не вяжут...

Эти люди на законы авиации плюют с высокой башни: покупают за тысячу долларов «Ан-2», который семь лет стоял в огороде, заклеивают желтым скотчем дырки в крыльях, газуют двигателем в том же огороде, снося малину со смородиной, и говорят: «Нормально, давление держит». Отстыковывают крылья и перевозят его автотранспортом в Золотую долину. На аэродроме крылья стыкуются назад, и самолет летает. Как он это делает, когда упадет – не знает никто.

Известное в Приморье лицо, для собственных нужд купившее вертолет «Ми-8», также не удосужилось до сих пор официально его зарегистрировать и отремонтировать по-настоящему. Когда закончится ресурс подобных аппаратов, сколько людей погибнет  - все это покажет ближайшее время. А пока – летаем…

Автор: Андрей ГОРЯЙНОВ, «Владивосток»