Лицо времени пишет художник
Так уж повелось в нашей жизни, что вечные формулы «не хлебом единым» и «бытие определяет сознание» все время противоречат друг другу. Картина – не хлеб, и коллекцию картин никак не отнесешь к разряду необходимого. И все же приметой времени стали частные галереи, которые участвуют в формировании рынка произведений искусства. Как помочь художнику найти не только зрителя, но и покупателя? Об этом в беседе с корр. «В» говорит директор галереи современного искусства «Арка» Вера Глазкова, недавно вернувшаяся с ярмарки искусства в Кельне.
Так уж повелось в нашей жизни, что вечные формулы «не хлебом единым» и «бытие определяет сознание» все время противоречат друг другу. Картина – не хлеб, и коллекцию картин никак не отнесешь к разряду необходимого. И все же приметой времени стали частные галереи, которые участвуют в формировании рынка произведений искусства. Как помочь художнику найти не только зрителя, но и покупателя? Об этом в беседе с корр. «В» говорит директор галереи современного искусства «Арка» Вера Глазкова, недавно вернувшаяся с ярмарки искусства в Кельне.
- Сегодня частная галерея – в целом явление не новое в России. Скорее уместно говорить уже о специализации. «Арка» выбрала свое направление – продвижение художников на российский и международный рынок, участие в художественном процессе. В следующем году галерее исполнится 10 лет. Конечно, это были годы поиска… Мы открылись в начале апреля в 1995 году в мастерской художника Сергея Симакова. День рождения отмечается в эти дни. Но идея создать галерею пришла еще раньше, несколько месяцев она вынашивалась – обсуждался логотип «Арки», подыскивалось помещение… Сегодня я думаю, что все шаги были не случайными: название у галереи появилось, когда мы еще не знали, что вход на Светланскую, 5 будет через реальную арку. И действительно, через «Арку» мы вошли в новое пространство.
Шло время… Выставки в галерее сменяли друг друга. Мы знакомили зрителя с приморскими, столичными и зарубежными художниками. За 9 с небольшим лет в нашем зале демонстрировались, пожалуй, все без исключения виды искусства – традиционные живопись, акварель, графика. Фотография. Инсталляция, перфоманс, видеопроекты. Постепенно сформировался имидж галереи, которая стремится представить весь срез современного искусства. И не только зрителю, но арт-рынку. «Арка» - постоянный участник арт-ярмарок: «Арт-Москва», «Арт-форум-Берлин», «Арт-Майами», «Арт-Шанхай», «Арт-Кельн».
- Вера Евгеньевна, еще недалеко ушло то время, когда считалось, что искусство и рынок несовместимы. А сегодня?
- Не только совместимы, но и взаимосвязаны. Художник очень точно отражает время, и если происходит совпадение его творческих позиций и запросов публики, он оказывается востребованным. А значит, объектом рыночных отношений… В России арт-рынок только формируется. Это процесс деликатный, долгий, порой он растягивается на годы. Ведь картина – не предмет повседневного спроса, значит, и рынок развивается здесь по особым законам. Не бывает так, что сегодня художник выставился, а завтра его картины начали покупать. Нужна не одна и не две выставки, чтобы судить о творческом движении. Кроме того, галерея из зрителя воспитывает коллекционера, который покупает работы одного художника или определенного направления. К слову, в мире уже давно определены правила покупки: случайно ее никто не делает. Галерея выпускает каталог своей коллекции, который служит ориентиром. Понятно, что массовость здесь невозможна. Но это никого не пугает.
На последней ярмарке в Кельне, куда приезжают галеристы всего мира, был отмечен некий спад, но ярмарку никто не собирается закрывать. Более того, практически в то же время проходила еще одна ярмарка – в Брюсселе. В конце мая традиционно открывается «Арт-Москва», в которой «Арка» примет участие вот уже в 5-й раз. Ее рамки расширяются – в этом году на московский форум приедут галеристы европейских стран. Примечательно, что в Европе частные галереи получают поддержку государства. Понятно, что никто не содержит их. Но конкретное предложение, если оно интересно, финансирует власть. Ведь по большому счету достойный художественный проект – событие для города. И участие в нем в конечном счете работает на имидж власти. В России пока с этим сложно, впрочем, как и с формированием художественного рынка в целом. Срабатывает стереотип: галерея, как и художник, нужны сами себе, а не обществу. Но хочу заметить, что во всем мире богатый художник или галерист – скорее исключение, чем правило. Очень многие поддерживают свои галереи за счет другого бизнеса.
- Прогнозы неутешительны?
- Сложно говорить, как будет дальше у нас. Дело не только в уровне жизни, а в некоей культуре потребления. До недавних пор картины считались исключительно музейным атрибутом. Иное отношение к авторской работе тоже формируется долго. Но это должен кто-то делать. Если сравнивать Россию с цивилизованными странами, мы отстаем лет на шестьдесят, то есть почти на тот самый советский период, когда всем, и искусством в том числе, ведало государство. Кстати, отголосок того времени сказался еще в одном. В Кельне к стенду «Арки» подходили с просьбой о выставке русские художники, живущие в Германии. Им трудно сделать выставку там, потому что русские так и не вписались в международный контекст. Те же Кабаков, Комар и Меламид, уехавшие на волне противостояния советской власти, не стали американскими художниками. Интерес к русскому искусству был спровоцирован политической ситуацией, но сегодня политика в этой области больше не играет никакой роли. Мы живем по новым правилам, единым для всего мира…
Мне кажется, дело не стоит на мертвой точке. Во Владивостоке очень активно работает выставочный зал музея Арсеньева, открываются новые галереи.
Что касается «Арки»… Хочется новых идей. Персональная выставка отдельно взятого художника – это все-таки демонстрация наработанного за какой-то период времени…
В этом смысле очень интересен проект, который откроется в «Арке» в конце июня, – это фотовыставка газеты «Владивосток», отмечающей свое 15-летие. Небольшой по историческим меркам период времени был наполнен драматичными событиями перестроечного и постперестроечного времени. Все они попали в объектив фотокорреспондентов газеты, имеющей колоссальный фотоархив. Многие фотографии никогда не публиковались.
Ближайшие планы – «Арт-Москва». В этом году «Арка» представляет работы Александра Пыркова, Михаила Павина, Светланы Маковецкой, Константина Шульги, новосибирского художника Владимира Мартынова. А также новый видеопроект немецких художников Нины и Торстена Рёмеров, приезжавших во Владивосток два года назад. Проект абсолютно не коммерческий под названием «Русско-германский поцелуй». К нему были привлечены художники из разных стран. Это видеорассказ о русско-немецких парах поколения, которое выросло, не зная истории войны и враждебного отношения наций друг к другу.
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"