«Иванов» едет в Америку

В журналистике есть понятие - «событийный повод». Есть событие - есть заметка. Академический театр драмы им. Горького, без преувеличения, балует зрителей событиями: до конца сезона осталось совсем немного - чуть больше месяца, а на сцене снова премьера: заслуженный артист России Александр Славский на днях выпускает спектакль «Браво, Лауренсия!». В пятницу, как водится, вечеринка по поводу премьеры, а в субботу актеры театра отправляются на гастроли в г. Невада-Сити (США) со спектаклем по А. Чехову «Иванов». Но и гастрольная поездка - лишь очередное действо. Театральный нон-стоп продолжится и в июне, и в августе, и в сентябре… Об этом корр. «В» рассказывает художественный руководитель театра, народный артист России Ефим Звеняцкий:

18 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1556 от 18 май 2004

В журналистике есть понятие - «событийный повод». Есть событие - есть заметка. Академический театр драмы им. Горького, без преувеличения, балует зрителей событиями: до конца сезона осталось совсем немного - чуть больше месяца, а на сцене снова премьера: заслуженный артист России Александр Славский на днях выпускает спектакль «Браво, Лауренсия!». В пятницу, как водится, вечеринка по поводу премьеры, а в субботу актеры театра отправляются на гастроли в г. Невада-Сити (США) со спектаклем по А. Чехову «Иванов». Но и гастрольная поездка - лишь очередное действо. Театральный нон-стоп продолжится и в июне, и в августе, и в сентябре… Об этом корр. «В» рассказывает художественный руководитель театра, народный артист России Ефим Звеняцкий:

- Снова США и снова «Иванов»… На самом деле история проекта очень продолжительна. Ровно 10 лет назад на нашей сцене впервые играл «Блэк Фрайерс-театр». После этого с ответным визитом в Америку отправились мы, не зная еще, что сотрудничество будет таким долгосрочным. Ральф Элиас, руководитель «Блэк Фрайерс-театр», великолепный художник Бип Зальцер, Филипп Снид, который играл в труппе «Блэк Фрайерс…», а потом получил в распоряжение «Футхилл-театр», - это не просто имена, что-то значащие в театральном мире. Профессиональные контакты переросли в человеческое, дружеское, если хотите, общение…

К примеру, на Шекспировском фестивале мы играли на русском языке Шекспира, в свою очередь «Шум за сценой» американские артисты играли уже у нас в театре. На этот раз нас принимает «Футхилл-театр» в небольшом городе рядом с Сан-Франциско, актеры театра им. Горького будут жить в семьях. Это уже не история взаимоотношений театров, а общение двух культур…...

- Ефим Семенович, почему именно «Иванов» снова едет в Америку?

- В свое время я ставил в США Тургенева «Месяц в деревне» с американскими актерами и наблюдал совершенно отличное от русского актерское пребывание в драматургическом материале. Все-таки давайте будем откровенны: небольшой провинциальный театр, который ориентирован на коммерческие постановки, - это другая режиссерская и актерская манера. В Америке ставка на коммерческий успех - норма, иначе театру не выжить. Но Чехов - это другое. Когда мы впервые привезли «Иванова», американцы были под большим впечатлением от увиденного. Примечательно, что в этом году мы везем повзрослевшего «Иванова», многие актеры стали старше того возраста, который обозначен у автора. Но пьеса любима, и мы не только представим ее в США, но и сохраним в репертуаре нашего театра.

- Нет опасений, что пьеса стала другой, несмотря на прежний актерский состав?

- Нет, этот спекталь не меняется, если говорить об актерах. Замечательно играют Александр Славский, Владимир Сергияков, Светлана Салахутдинова, все... Концепция спектакля не меняется. Метаморфоза произошла как раз с теми, кто смотрит. За 9 лет наша жизнь стала гораздо более динамичной, прагматичной. Зритель требует другой драматургии. Да что говорить, на днях я посмотрел и сказал: «Ребята, сегодня я бы сделал другой спектакль, сегодня другое время…». Но нам повезло, в наш театр ходят и на Островского, и на Чехова, и на Куни и с равным интересом. Кстати, я сегодня начинаю репетировать «Три сестры» Чехова…

Все эти проекты - «Три сестры», ранее «Иванов» - очень затратны, необходим материальный ресурс для строительства здания, которое называется спектакль. Я не случайно назвал классические пьесы, потому что спектакли по ним не являются коммерческими. Они не могут существовать без человеческого участия и вспомоществования. И зрители это понимают. Это понимают и другие: среди них человек, фамилию которого я сегодня хотел бы озвучить, - депутат городской думы и мой очень большой друг Григорий Ахоян, доля участия которого - и духовного, и материального - в этих классических постановках велика. За что я глубоко признателен ему и другим приморцам, дающим возможность сохранения классического наследия...

- «Три сестры» - премьера нового театрального сезона, но еще длится этот…

- Его мы тоже завершим премьерой. Сейчас репетируется новое шоу, на которое мы пригласим зрителей 20 июля. Это направление для театра принципиально, и мы его развиваем, наполняем новыми идеями. В основу программы легло «Гранд-попурри», которое было представлено на большой сцене в год 70-летия театра - в музыкальные блоки вошли известнейшие мюзиклы «Собор Парижской богоматери», «Ромео и Джульетта»... Постановщик - выпускник Академии искусств Анатолий Онищенко. Он учился в Москве, имеет хороший опыт работы и владеет большой культурой в постановке авторских и зрелищных программ. Скажу несколько слов о шоу в целом. Сегодня оно любимо, и в этом нет сомнений. Период, когда его уничтожали в некоторых СМИ, напрочь забыт. Зритель сам определил - быть или не быть театру в такой форме. Что касается актеров... Некоторые артисты сцену паркетного зала считают главной. У них есть голос, пластика, и почему надо пренебрегать ими? И потом, это очень хороший актерский тренинг. Кто-то ставит речь, специально занимается танцами
… У меня другой подход - конкретный актер исполняет конкретный танец и конкретный монолог в шоу. Очень полезная вещь... К слову, скоро мы отметим 10-летие, все поменялось - клубы, программы, а шоу живет...

Заслуженный артист РФ Александр Славский- Что еще в творческом и деловом портфеле Ефима Звеняцкого?

- Идут репетиции мюзикла «Левша», которым мы откроем сезон в октябре. А я начинаю репетировать еще одну пьесу Куни - «Слишком женатый таксист…»... В «№ 13» я добавил «или Безумная ночь», сейчас, может быть, добавлю «или Безумный день». Это, так сказать, последствия успеха «№ 13…». Те же артисты, та же комедия положений. Следующее событие для Владивостока - приезд в июне на сцену театра им. Горького Олега Меньшикова с пьесой «Игроки», не знать об этом спектакле, который обрел поистине мировое значение, неприлично… Так что торопитесь купить билеты, чтобы посмотреть его. В начале сентября к нам приезжает еще один гость - Олег Табаков со своим театром.

И самое грандиозное событие, которое начнется 3 сентября, второй кинофестиваль Pacific meridian. Между прочим, он уже получил младшего брата: 13 июня состоится первая в истории Владивостока Неделя французского кино. Фильмы уже получены, сегодня обсуждается список гостей. Возможность провести эту неделю мы получили благодаря первому кинофестивалю, на котором присутствовала гостья из Франции. Неделя французского кино проводится в России ежегодно, но Владивосток не был включен в список городов-участников. Видимо, мы сумели убедить французов, что во Владивостоке серьезно относятся к делу. Зал для демонстрации любезно предоставил комплекс «New Wave Cinema». К этим дням будут приурочены презентации французских вин, парфюма, кухни...

Что еще? Мы начали с событийного повода, который важен для газеты. Я бы хотел отметить одну вещь, которая для меня принципиальна. В интервью об этом говорить не принято, и все же… Все эти годы мы работаем со СМИ, в частности, с газетой «Владивосток», которая в июле отмечает 15-летие. Кстати, в эти же дни исполнится 20 лет с тех пор, как я стал худруком театра. Конечно, пришлось доказывать, как и всегда, тому, кто приходит играть первую скрипку, что новое - не значит плохое... «Владивосток» поверил в Звеняцкого. Выходили спектакли, а назавтра выходили рецензии, еще пахнущие типографской краской. Они были и положительными, и критическими. Но никогда они не были подлыми, разрушительными. О театре писали разные журналисты, но всегда с искренним интересом, потому что театр - это религия. Это значит - разговор с самим собой. А себе плохого не пожелаешь…

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»