Монеты в топке не горят
Все во Владивостоке знают: в городе есть мусоросжигательный завод, но мало кто имеет представление, как он, собственно, работает.
Все во Владивостоке знают: в городе есть мусоросжигательный завод, но мало кто имеет представление, как он, собственно, работает.
Муниципальное предприятие «Спецзавод № 1» поражает своими размерами, его высота сопоставима с десятиэтажным домом. Внутри этой махины находится три 22-метровых котла, куда при помощи солидного крана и загружается мусор, предназначенный для сжигания. Причем без всяких горючих смесей и даже мазута.
Мусор сгорает при температуре в тысячу градусов, и в процессе производится полезная продукция – пар. По девять тонн каждый час, которые, по словам заместителя начальника котельного цеха Сергея Аксянова, закачиваются в тепловые сети ОАО «Дальэнерго». Начальник смены Михаил Иванюк с гордостью рассказал корреспондентам «В», что за год здесь производится столько пара, для производства которого иным способом нужно сжечь целый железнодорожный состав мазута.
Шлак, который остается после сжигания, тоже можно использовать в дело. На спецзаводе № 1 из топок его отправляют по транспортерной ленте на сортировку и извлекают металл.
- Из привезенного мусора металл извлечь полностью невозможно, - считает главный инженер предприятия Владимир Зайцев. – К примеру, как извлечь из рваного ботинка супинатор? А после сжигания мусора это легко сделать.
Над конвейером установлен мощный электромагнит, он улавливает все металлическое вторсырье, которое потом идет под пресс, штампуется в кубики-брикеты весом по 50 килограммов и продается организациям, заинтересованным в переработке металлолома. Примерно по две тысячи тонн в год. Это одна из статей дохода мусоросжигательного завода.
Сейчас, кстати, металла в шлаке попадается намного меньше, чем раньше. Предприимчивые бомжи выбирают металл из мусора, еще когда он находится в контейнерах. Тем не менее машинисты-зольщики утверждают, что часто на конвейере можно увидеть рабочие и бытовые инструменты, чайные ложечки, российские и иностранные монеты. А однажды нашли здесь даже царскую копейку.
Отсортированный шлак тоже можно пускать в дело, например, для отсыпки оврагов или выравнивания склонов сопок. Наверное, и шлакоблоки для строительства можно делать. Ведь, по словам специалистов, шлак у них – экологически чистый, вредных веществ в нем никаких не остается, все сгорают. Но шлак в основном вывозится на свалку.
А знаете, сколько мусора перерабатывается здесь? В среднем в сутки по 200 тонн твердых бытовых отходов. А всего за четверть века существования первого и единственного спецзавода во Владивостоке было утилизировано пять миллионов кубометров мусора. Специалисты посчитали, что такого количества мусора хватило бы, чтобы покрыть всю территорию нашего города слоем высотой в один метр.
К СВЕДЕНИЮ
Что можно перерабатывать
Отработанных ртутьсодержащих ламп за год только на предприятиях Приморья набирается 13,3 тонны, гальваношламов – 32,7 тонны, нефтешламов - более 2 миллионов тонн, отработанных масел – более 900 тысяч тонн, отработанных аккумуляторов свинцовых – 2750 тонн, отработанных автошин – 1536 тонн, стеклобоя – 2372 тонны, древесных отходов – 29,6 тысячи тонн, золошлаковых отходов – более 2,7 миллиона тонн, медицинских отходов – 175 тонн, бумаги и картона - 3739 тонн, пластмассы – 7415 тонн.
Какие отходы производим
За год в Приморье образуется более 50 миллионов тонн отходов производства. Около 85 процентов этого количества – отходы топливно-энергетического комплекса края. К ним относятся вскрышные и вмещающие породы, зола и шлаки, образующиеся после сжигания топлива. Промышленные отходы металлургической промышленности составляют 8,4%. Около 3,7% всего объема отходов Приморского края образуется при производстве фосфатных удобрений и другой продукции неорганической химии. Все остальные отрасли экономики края, в том числе машиностроение и металлообработка, ремонт машин и оборудования, лесная, деревообрабатывающая и пищевая промышленность дают 3,1% всех отходов Приморья. Всего в Приморье в 2002 году зарегистрировано 317 видов отходов.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»