Дорожно-транспортное сумасшествие

О том, каким ударом для дальневосточных водителей пару лет назад стали новые таможенные барьеры для подержанных иномарок, знает каждый «безлошадный». Не беремся судить, как там отечественный автопром, но машины, к которым мы привыкли как к родным, стали ощутимо дороже. Немаленькой категории автолюбителей со средним достатком о дешевых «Тойотах» и «Ниссанах», пусть даже второй или третьей свежести, но вполне приличных, пришлось забыть.

14 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1555 от 14 май 2004

О том, каким ударом для дальневосточных водителей пару лет назад стали новые таможенные барьеры для подержанных иномарок, знает каждый «безлошадный». Не беремся судить, как там отечественный автопром, но машины, к которым мы привыкли как к родным, стали ощутимо дороже. Немаленькой категории автолюбителей со средним достатком о дешевых «Тойотах» и «Ниссанах», пусть даже второй или третьей свежести, но вполне приличных, пришлось забыть.

КТО ВЕЗЕТ, ТОГО И ПОГОНЯЮТ

«Великий почин» было решено продолжать. С 2003 года вместо старого дорожного налога появился новый – транспортный и очень нешуточный. Его «ввод в эксплуатацию» сопровождался активным ломанием копий и всевозможными лоббистскими изысками, но человек привыкает ко всему. «Проглотили» и такое новшество.

Однако все это на поверку оказалось не более чем пристрелкой или «пробным камнем». Недовольство автомобилистов не пошло дальше нецензурных, но устных протестов, и в правительстве совершенно логично решили не ограничивать своих аппетитов. Несколько месяцев назад в России стало обязательным страхование автогражданской ответственности, стоящее приличных денег и, по большому счету, непонятно кому нужное. Был, правда, пущен слух, что к президентским выборам ставки сильно снизят, однако президента переизбрали, а ОСАГО и ныне там. Причем штраф за отсутствие страхового полиса минимум в десять раз больше, чем штраф за непройденный техосмотр. Хотя согласно обычному здравому смыслу неисправный автомобиль на дороге опаснее, нежели незастрахованный. В то же время отдадим должное - специальной охоты на незастрахованных ГАИ не открыла. Хотя могла бы.

И все же оптимисты, посчитавшие, что «хуже уже не будет», ошиблись. Даже ненавистное ОСАГО стало только цветочком в деле по-следовательного удушения армии автолюбителей.

«НАЕЗД» С ТЯЖЕЛЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ 

Если власть наша и дает порой слабину, скажем, в праведном деле обуздания терроризма или ремонта дорог, то в области всяческой дойки и стрижки никогда не останавливается на достигнутом и демонстрирует настоящие чудеса. Еще в конце декабря правительство создало правила «задержания, помещения на штрафстоянку и запрещения эксплуатации транспортных средств», возродив таким образом подзабытые уже арестплощадки. Стало можно снимать номера и помещать авто на штрафстоянку не только, например, из-за нетрезвого состояния водителя, но и за просроченный талон техосмотра или отсутствие того же полиса ОСАГО. Правда, сотрудники ГАИ не спешили выполнять правительственные предписания и предпочли дождаться аналогичного приказа руководства МВД, который увидел свет в апреле и уже вступил в силу. Так что теперь дело лишь за чисто техническими вопросами – выбором места и обустройством этих самых штрафстоянок, инструктажом сотрудников и т. п.

Но и этого оказалось мало. Пронесся сенсационный слух, что с 1 мая в Приморье вновь разрешили штрафовать водителей «на месте преступления». Напомним, что не так давно практика взимания штрафов напрямую сотрудниками ГАИ была прекращена как порочная – мол, если гаишник вправе физически брать деньги, то это создает почву для коррупции, а если ему разрешат только вручать водителю бумагу, по которой тот потом уплатит штраф в банке, то взятки давать и брать перестанут. Эту спорную логику автолюбители восприняли, как говорят, «симметрично» - просто перестали платить штрафы. Ведь никакой судебный пристав не придет к вам домой выбивать эти несчастные 100 рублей, а раз нет разницы – зачем платить больше?

Вполне объяснимо, что наверху таким саботажем оказались недовольны. Дескать, только 20 проц. водителей добросовестно ходят сдаваться в Сбербанк, а остальные просто коллекционируют гаишные постановления, украшая ими свое рабочее место или используя по иному назначению. А с чего бы, спрашивается, они уважали государство, не уважающее их? Тот же полис ОСАГО стоимостью в несколько тысяч – чем не штраф, взятый ни за что?

К счастью, слухи о возвращении старой системы взимания штрафов, как выяснилось на днях, вроде бы оказались неверными. Но та легкость, с которой наши водители поверили им, очень симптоматична.

ХОДЬБА ПЕШКОМ: СЕРДИТО, НО ДЕШЕВО

Вряд ли политика государства (вполне продуманная и последовательная) направлена на сокращение числа автомобилистов, хотя порой может показаться и так. Скорее всего интерес власти здесь чисто материальный. А мотивация проста, как горбатый «Запорожец»: накопил на машину - на штрафы-страховки-налоги тоже найдешь. Или вообще пешком ходи - здоровее будешь.

Так что не стоит удивляться, если завтра введут, например, неподъемный налог на правый руль – в свое время Илья Клебанов, один из главных правительственных «лоббистов интересов российского автопрома», заикался и об этом. Или заставят доплачивать, скажем, за противотуманные фары и гидроусилитель руля (марионеточная Госдума не думая проголосует за любой абсурдный законопроект, спущенный сверху). Власть осваивает все новые рычаги влияния на автолюбителей, а чем больше таких рычагов – тем шире поле для коррупции и прочих злоупотреблений. На этом фоне вызывает недоумение стремление ведущих министров российского правительства именовать себя либералами. Их политика больше напоминает откровенный грабеж и наводит на мысль о том, что в советской пропаганде называлось «полицейским государством». А пресловутый либерализм, похоже, лишь вывеска для умиротворения Запада.

Схема, положенная в русло государственной автомобильной политики, известна давно: не хочу быть столбовой дворянкой, а хочу… Чем там у классика все закончилось?

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"