Третья жизнь Татьяны Самойловой

9 мая 1945 года в семье Самойловых отмечали сразу три праздника. Первый тост за самое святое - День Победы. Второй тост - за очередную роль, которую Евгений Валерианович, ставший кумиром публики после выхода фильмов «Сердца четырех» и «В шесть часов вечера после войны», готовился сыграть. Ну а третий - за любимую доченьку Танечку, которой аккурат накануне исполнилось 11 лет.

13 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1554 от 13 май 2004

9 мая 1945 года в семье Самойловых отмечали сразу три праздника. Первый тост за самое святое - День Победы. Второй тост - за очередную роль, которую Евгений Валерианович, ставший кумиром публики после выхода фильмов «Сердца четырех» и «В шесть часов вечера после войны», готовился сыграть. Ну а третий - за любимую доченьку Танечку, которой аккурат накануне исполнилось 11 лет.

ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ

Татьяна Самойлова с легкостью поступила в Щукинское театральное училище. Однако прежде знакомства со сценой она познакомилась со своим будущим мужем. Василий Лановой был самым красивым студентом Щуки. «Лановой подошел ко мне и спросил: «Кто ты?», - вспоминает Самойлова. - Я почему-то ответила: «Я - дочь папы и мамы». И началась взаимная нежная, вдумчивая любовь Тани Самойловой и Васи Ланового». Однако красивая история продлилась всего шесть лет. Супруги рано стали знаменитыми - Лановой после «Павла Корчагина» много ездил по миру, а Самойлова, снявшись в легендарном фильме «Летят журавли», тяжело заболела.

Фильм «Летят журавли» на какое-то время сделал Татьяну Самойлову мегазвездой, как сказали бы сегодня. Хотя поначалу картина категорически не понравилась Хрущеву. Никита Сергеевич, посмотрев фильм, даже обозвал главную героиню шлюхой. Сегодня Самойлова вспоминает об этом с горькой улыбкой: «В «Советской культуре» меня ругали за неэстетичность, распущенные волосы. За то, что босые ноги якобы несовместимы с образом комсомолки».

То, что «Летят журавли» по сей день является единственным нашим фильмом, получившим в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», давно стало историческим фактом. Там же, в Каннах, Самойловой предложили сыграть во французском фильме «Анна Каренина», где ее партнером должен был быть сам Жерар Филип. Актриса согласилась. Однако у руководителя советской делегации было совсем иное мнение, и ей категорически запретили вести какие бы то ни было переговоры с западными кинематографистами.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

Поработать с зарубежными коллегами актрисе все же удалось. В 1961 году она сыграла главную роль в венгерском фильме «Альба-Регия», получив за работу «самые большие деньги» в ее жизни. Самойлова рассказывает, что вернулась в Москву, приобретя на гонорар неведомый по тем временам для советских граждан автомобиль «Опель». «Это были счастливейшие дни в моей жизни, - говорит актриса. - Не только творческой, но и личной. После расставания с Васей у меня было много поклонников, почему-то особенно много среди иностранцев. Все приезжали ко мне домой с корзинами персиков, огромными букетами. Но я никому не верила, всем отказывала. А потом встретила писателя Валерия Осипова и снова начала дышать».

Спустя 10 лет после выхода фильма «Летят журавли» Самойлова снимается в еще одной легендарной ленте - «Анне Карениной». «Я была настолько влюблена в Анну, - рассказывает Татьяна Евгеньевна, - так самозабвенно взялась за роль, что режиссер картины Александр Зархи счел нужным сказать: «Вы снимаетесь по моему сценарию, а не по сценарию Льва Николаевича».

После выхода фильма на экран о Самойловой вновь заговорили. Но и эта счастливая полоса ее жизни вскоре закончилась. Она рассталась с Осиповым, встретила молодого человека, циркового администратора Эдуарда Мошковича, вышла за него замуж. «Это была случайная связь, которая меня увлекла», - скажет она позже.

ТРЕТЬЯ ЖИЗНЬ

Больше Самойлову в кино не снимают. Какое-то время ей пришлось провести в клинике - традиционный актерский недуг не обошел ее стороной. Года четыре назад вышел боевик, в котором она сыграла роль матери сыновей-преступников. Но фильм получился таким пустым, что и сама актриса о нем предпочитает не вспоминать. После двух блистательных ролей Самойлова оказалась никому не нужна.

Сегодня в женщине, прогуливающейся вокруг своего дома в старом пальто и разношенных кроссовках, трудно узнать блистательную Веронику из «Летят журавли» и обворожительную Анну Каренину. Слава и благополучие остались в прошлом, в настоящем - безденежье, одиночество, болезни. Впрочем, сама Самойлова старается не опускать руки. «Что ж сделаешь, если такова жизнь? Меня ведь иногда узнают».

Автор: Игорь ИЗГАРШЕВ, специально для «В»