По следам Леонардо

Осмотр экспозиции начинается с подвешенного к потолку впечатляющего летательного аппарата. Ощущение мощи и легкости – одновременно. Под арочными сводами, выложенными из кирпича, он выглядит фантастическим пришельцем из далеких веков. И это впечатление не обманчиво, ведь художник и архитектор Александр Ефимов выполнил эту модель один в один, как задумал и воплотил в XVI веке Леонардо да Винчи.

7 май 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1552 от 7 май 2004

Осмотр экспозиции начинается с подвешенного к потолку впечатляющего летательного аппарата. Ощущение мощи и легкости – одновременно. Под арочными сводами, выложенными из кирпича, он выглядит фантастическим пришельцем из далеких веков. И это впечатление не обманчиво, ведь художник и архитектор Александр Ефимов выполнил эту модель один в один, как задумал и воплотил в XVI веке Леонардо да Винчи.

- Технология обработки дерева, можно сказать, средневековая, - поделился секретом Александр. – Особая порода дерева распаривается до состояния гибкости, затем прутьям придается нужная форма, изгиб. Зафиксированные таким образом детали высушиваются, обрабатываются специальным раствором. На крылья я натянул парусину. Но в идеале натягивается тонкая  крепкая кожа. Этот летательный аппарат – действующая модель. Сделан в масштабе 1:1 по чертежам Леонардо да Винчи. И хотя мастер в своих трактатах гарантировал взлет и посадку, сам я полететь на нем не рискнул… Пока.

Можно лишь вообразить, что испытывает современный  художник, шаг за шагом повторяющий путь великого мастера, погружаясь в атмосферу эпохи Возрождения. Художники XVI века, воодушевленные гордой верой в высокое назначение человека, пренебрегали отдельными частностями, стремясь к созданию обобщенного образа человека, прекрасного физически и духовно. Но дальше всех шагнул Леонардо, предваряя в своих моделях достижения технического прогресса. 

В следующем зале первым внимание привлекает арбалет. Очень эффектный экспонат. Тоже действующая модель. Все детали приводятся в движение. И при желании из него можно пальнуть по цели. Для демонстрации в условиях музея Александр вместо упругих жгутов, заменяющих древним воинам резину, натянул обычные веревки, чтобы предупредить последствия возможного любопытства посетителей. Так что серьезное боевое орудие лишено опасности. По эскизам Леонардо размер арбалета предполагался высотой  12 метров. Ефимов выполнил его в масштабе 1:6.

В этом же зале представлен и малый летательный аппарат «Крылья Амура». Детально рассматривая этот экспонат, еще раз убеждаешься в истинности знаменитого пророчества, что «человек поднимется в небо, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу разума». Создавая свои модели, великий Леонардо брал за отправную точку крылья птицы. Что может быть разумнее творения рук господних?! Но его модели – не просто плод фантазии и безудержного желания взлететь, здесь налицо четкий математический расчет, очевидное знание законов физики и аэродинамики.  Чем и поразительны эти творения. Они современны! В этом убеждался каждую минуту и Александр, повторяя своими руками то, что когда-то ваял непревзойденный гений.  

Кого-то, может, и удивит место расположения выставки – ресторанчик итальянской кухни «La Trattoria». Художник же, напротив, нашел это пространство подходящим для ощущения атмосферы, связанной с итальянским творцом.