Красочное слово
Александр Бенуа… Ярчайший художник и театральный деятель, он был художественным руководителем блистательных Русских сезонов в Париже, одним из основателей и идеологов консолидации талантливейших русских художников в знаменитое объединение «Мир искусства»… Его влияние на развитие европейского искусства прошлого века сложно переоценить.
Александр Бенуа. «История живописи всех времен и народов». Издательский дом «Нева»
Александр Бенуа… Ярчайший художник и театральный деятель, он был художественным руководителем блистательных Русских сезонов в Париже, одним из основателей и идеологов консолидации талантливейших русских художников в знаменитое объединение «Мир искусства»… Его влияние на развитие европейского искусства прошлого века сложно переоценить.
Титанический труд – труд всей жизни Александра Бенуа, разумеется, к книжным новинкам можно отнести с большой-большой натяжкой. Увидевшее свет в начале прошлого века, это обозрение художественного искусства всей истории человечества поистине может служить примером не только громадного труда автора, но и умения таким образом собрать, систематизировать, подать материал, чтобы он не потерял своего значения, своей актуальности и век спустя, и дольше… Причем – что немаловажно! – впервые книга увидела свет уже после революции. Поистине гениальному произведению пробиться на свет и покорить публику не в состоянии помешать даже мировые социальные катаклизмы!
Писать об искусстве, скажет иной знаток, проще простого. Побольше умных слов, побольше воды, иллюстраций – вот и готова вам монография «на тему»… Возможно. Но то, что сделал Бенуа, под силу сегодня разве что коллективу авторов. Перелопатить сотни источников, выдать на-гора идеально точно составленную историю мировой живописи – не каждый за это возьмется даже с учетом того факта, что сегодня на помощь искусствоведу приходят компьютер и всемирная информационная паутина. А их в распоряжении Бенуа, разумеется, не было…
В поисках подходящей для сегодняшнего обзора цитаты Лоцман не единожды перелистал все три тома этого прекрасно изданного труда (впервые «История живописи всех времен и народов» предстанет перед читателем в полном, авторском варианте). И все казалось ему важным, все интересным – и вот это суждение об известной картине, и вот это размышление о манере художника… И то, и это… Измучившись, Лоцман решил отдаться течению волн… И вынесли они его вот на такой отрывок: «Однако в нашей книге речь будет идти вовсе не о том, что ожидается завтра, и о том загадочном и невыясненном, что творится сейчас, не об истории живописи, то есть о ее грандиозном минувшем прошлом. И вот тут мы должны будем констатировать всегда и везде (даже в персидских коврах, не говоря уже о живописи импрессионистов и неоимпрессионистов) сюжет – иначе говоря, вдохновение художников определенными образами внешнего мира. В «сюжетном» же характере этого «вчера» мы различаем и названные выше категории объемов художественного воспроизведения; с одной стороны – пейзажную живопись, то есть изображение жизни всей чуждой человеку природы, а с другой стороны – изображение человеческой жизни в ее всевозможных явлениях, получающих свое выражение в бытовой, портретной, религиозной и во всевозможных видах так называемой исторической живописи…».
Великолепно, правда?
Автор: Ваш Книжный Лоцман