Портрет: одноэтажная Америка
Выставка «Американская архитектура вдоль дороги», организованная отделом культурных программ бюро по делам образования, просвещения и культуры госдепартамента США, открылась вчера в выставочном центре музея им. Арсеньева.
Выставка «Американская архитектура вдоль дороги», организованная отделом культурных программ бюро по делам образования, просвещения и культуры госдепартамента США, открылась вчера в выставочном центре музея им. Арсеньева.
Ее автор Джон Марголис, который много лет путешествовал по Соединенным Штатам с фотоаппаратом в руках, чтобы зафиксировать и тем самым сохранить образы обреченной на исчезновение территории. Обреченной, потому что облик одноэтажной Америки стал стремительно меняться и отступать под натиском урбанистических технологий.
В частности, изобретение и массовое производство автомобилей изменили ландшафт США до неузнаваемости к 30-м годам ХХ века. Раньше путешествия были долгими и изнурительными. Дороги были ухабистыми и грязными. Жестко расписанные маршруты, железнодорожные графики и медлительность конных тележек ограничивали возможности людей.
Но картина начала меняться, как только машины стали доступными для среднего американца. Во-первых, построили дороги, вмещающие растущие потоки автомобилистов. Во-вторых, американская система свободного предпринимательства, мобильно реагирующая на любое новшество рынка, создала новые виды бизнеса, удовлетворяющие запросы и потребности автомобилистов. На всей территории США начинает развиваться малый семейный бизнес – вдоль скоростных трасс возводятся сооружения, обеспечивающие путешественников на автомобиле бензином, пищей, крышей над головой, авторемонтными услугами.
Эта новая автодорожная архитектура очень отличалась от той, что присуща деловым районам больших городов Америки. Дизайн этих зданий являлся своеобразной визуальной стенограммой, привлекающей клиентов и приглашающей остановиться.
Но в начале ХХI века придорожная архитектура вновь стала меняться. Старая, сложившаяся в ХХ веке, почти полностью исчезает. На смену ей приходят однообразные строения, принадлежащие сетевым компаниям. Большая часть придорожных семейных автостанций, мотелей и кафешек прекращает свою деятельность: здания разрушены, а те, что сохранились, пришли в упадок…
Джон Марголис – историк в области архитектуры - отобрал фотографии для выставки из тысяч и тысяч снимков, сделанных на автомагистралях США. Путь его поисков – 100 тысяч миль. Получился портрет бесхитростной Америки, в которой предприимчивые люди стремились достичь американской мечты, просто установив на обочине дороги свой знак.
Примечательно, но выставка американского историка и фотографа как нельзя более уместна именно во Владивостоке. В фотоальбомах приморских фотохудожников 20-летней давности городские, не говоря уж о пригородных, дороги выглядят совсем иначе. И не только потому, что нет на них дорогих, оборудованных современными автоматами и кафе заправочных станций, но нет на них и того количества автомобилей, что сегодня создают «пробки». Обещают открыть объездную магистраль вдоль моря… Вот вам и проект «Автомобильный город и его дороги».
Автор: Олга ЗОТОВА, "Владивосток"