Руль с вариантами
То, что в Японии автомобили ездят по «неправильной» левой стороне дороги, знают, наверное, все приморские автомобилисты. Однако далеко не всем известно, что некоторые страны, также имевшие левостороннее движение, отказались от него относительно недавно. Возникает вопрос: а как они в этом случае решали проблему «неправильного» руля? Неужели машины с правым рулем запрещали и заставляли переделывать, как предлагали в конце 90-х годов некоторые чиновники российского правительства?
То, что в Японии автомобили ездят по «неправильной» левой стороне дороги, знают, наверное, все приморские автомобилисты. Однако далеко не всем известно, что некоторые страны, также имевшие левостороннее движение, отказались от него относительно недавно. Возникает вопрос: а как они в этом случае решали проблему «неправильного» руля? Неужели машины с правым рулем запрещали и заставляли переделывать, как предлагали в конце 90-х годов некоторые чиновники российского правительства?
Как ни странно, но никаких запретительных мер в отношении правого руля ни в одной из стран-перебежчиц не вводилось. И самые большие финансовые затраты вызвала не переделка автомобилей, а перестановка на другую сторону дорожных знаков и указателей. Если нам не изменяет память, последней страной, перешедшей с левостороннего движения на правостороннее, стала Швеция. Произошло это в 1967 году.
Любопытно, что проблему «неправильного» руля ни шведским водителям, ни шведскому правительству решать вообще не пришлось. Дело в том, что, несмотря на левостороннее движение, большая часть автомобильного парка этой скандинавской страны состояла из нормальных «леворульных» машин немецкого, французского... и шведского производства! Да-да, местные «Вольво» также имели левый руль...
Кстати, вопреки распространенному мнению, Россия также не всегда была страной с правосторонним движением. До февральской революции 1917 года еще редкие в то время автомобили и многочисленные конные экипажи передвигались по левой стороне дороги.
Кроме России в списке левосторонних стран значились в то время и другие страны, не попавшие в XIX веке под наполеоновскую оккупацию - Португалия, Англия, Австро-Венгрия, скандинавские страны и другие. Довольно долгое время, до 2-й мировой войны, в Европе существовало как левостороннее движение, так и правостороннее. Причем в Австрии сложилась просто уникальная ситуация: одна половина страны ездила по левой стороне, другая - по правой.
У наших ближайших дальневосточных соседей - Китая и Кореи до 1946 года было тоже принято левостороннее движение. Однако освободительный поход Советской армии принес в эти страны не только идеи Ленина-Сталина, но и «правильное» движение. А вот Японию нам «освобождать» не пришлось, поэтому покупаем мы теперь машины с «неправильным» правым рулем.
На сегодняшний день левостороннее движение сохранилось в Ирландии, Великобритании, Японии, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Кипре, ныне китайском Гонконге, Сингапуре и ряде африканских стран. И, судя по всему, потерь в этом списке в ближайшее время не ожидается...
Автор: Вадим ДМИТРИЕВ, специально для «В»