Бои провинциального масштаба

Письмо 42 жителей Михайловки одноименного района, на первый взгляд, вовсе не обращает на себя внимания. Может, потому, что по меркам нашего времени ничего такого уж необычного в нем и нет. Ну, не просматривается тротуаров на улицах Строительной, Маяковского и 60 лет ДОСААФ. Ну, превращается проезжая часть этих улиц после дождей в непроходимые топи с кое-где выглядывающими булыжниками. Дороги эти, по утверждению авторов письма, никто не пытался бутить гравием или хотя бы просто отсыпать осколом – грунтом с природным камнем. Ну, нет на Строительной колодцев.

16 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1542 от 16 апр. 2004

Письмо 42 жителей Михайловки одноименного района, на первый взгляд, вовсе не обращает на себя внимания. Может, потому, что по меркам нашего времени ничего такого уж необычного в нем и нет. Ну, не просматривается тротуаров на улицах Строительной, Маяковского и 60 лет ДОСААФ. Ну, превращается проезжая часть этих улиц после дождей в непроходимые топи с кое-где выглядывающими булыжниками. Дороги эти, по утверждению авторов письма, никто не пытался бутить  гравием или хотя бы просто отсыпать осколом – грунтом с природным камнем. Ну, нет на Строительной колодцев.

И что? Конечно, все это создает некоторые неудобства жителям этих улиц, но вообще-то после «динамичных»

90-х годов прошлого века иную картину в селах Приморья по известным причинам найти крайне трудно. Однако за одним письмом последовало другое и уже на другую тему, затем устное обращение, потом еще и еще…

И уже не просто от жителей, а от их избранников - депутатов районного совета. И вот взятые все вместе, эти факты невольно наводят на мысль, что у администрации района просто нет иной задачи, как до конца довести свою маленькую местечковую войну против собственного населения. Войну, которая первого апреля этого года едва не закончилась самосожжением хозяина автостоянки.

ВОТ ВАМ КОЛОДЕЦ И ВОТ ВАМ ДОРОГИ

Это, конечно, в переносном смысле. Просто хотим объяснить жителям Михайловки, что со своими нуждами они смотрятся просто смешно на фоне «глобальных» задач местного бюджета, который по инициативе администрации и без процедуры утверждения советом может кроиться и перекраиваться десятки раз за год.

Еще в 2001 году депутат Вячеслав Алексеев, проштудировав статьи расходов, пришел в оторопь. Ну, например. Администрация перебросила с других статей 12 миллионов рублей на перефинансирование жилкомхоза. Анатолий Чеботков, глава района, толково объяснил, что эти средства направлены на обеспечение посевной и уборочной хозяйствам всех форм собственности. Понятно, нужно, конечно, поддержать село. Да только через два месяца выясняется, что на закупку топлива для села ушло лишь 500 тысяч. Позже глава доказал 900 тысяч. Где остальные 11 миллионов – и поныне тайна за семью печатями.

Тогда же финансирование статьи длительного пользования для администрации превышено на 20 процентов, потому что главе захотелось едва ли не вдвое увеличить количество управлений и отделов администрации, а значит, и значительно расширить штатное расписание. На 200 тысяч рублей составил перерасход средств, направляемых на содержание правоохранительных органов. Ладно бы на благое дело, да только выяснилось, что для начальника РОВД, уже имевшего «Волгу», купили еще и «Краун».

Весь этот крой утвержденного бюджета Анатолий Чеботков провел с полным нарушением Устава муниципального образования, поскольку даже не предпринимал попытки пройти необходимую процедуру в совете. И лишь потому, что у него там – большинство. Что касается Вячеслава Алексеева, то он - лидер, можно сказать, конструктивной оппозиции, состоящей всего лишь из четырех депутатов, которые всегда остаются в меньшинстве. Все их попытки как-то поставить на место главу заканчивались и заканчиваются одной резолюцией – проверка нецелесообразна. Это-то обстоятельство и заставило команду Алексеева обратиться в прокуратуру, а та уже призвала на помощь контрольно-ревизионное управление края, которое и провело проверку исполнения бюджета муниципального образования (МО) Михайловский район за рубежные годы 2000-й и 2001-й.

Помимо приведенных выше фактов, признанных безусловными нарушениями, приведу еще пару-тройку более, так сказать, масштабного плана. Район израсходовал 39 миллионов рублей сверх предусмотренного бюджетом дефицита. Обнаружено и нецелевое использование средств на сумму 12 миллионов рублей. Для района – колоссальные суммы, и если бы они использовались с толком, то есть шли на нужды местных жителей, может, и был смысл закрыть глаза.  Но нет, средства просто испарялись. 180 тысяч рублей из «внеплановых» вложений, к примеру, достались ООО «Аграрий», которое в ноябре 2000 года после таких вливаний постановлением главы администрации и было ликвидировано.  По его долгам, понятно, отвечать опять пришлось администрации. И получилось, что налогоплательщики поддержали частную фирму сначала материально, а затем простили долги. Но невыясненным остался вопрос: с чего бы администрация была так расположена к фирме, находившейся на грани банкротства? Как и к тем людям, которым были выданы ссуды на общую сумму в 300 тысяч рублей в то время, когда в районе была зафиксирована многомесячная задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы.

Конечно, народ у нас горазд на домыслы, сводящиеся в общем-то  к одному – к чьей-то личной заинтересованности, но материалами это не доказано. Хотя один вывод сделать можно вполне обоснованно: вот вам, михайловцы, колодцы и вот вам дороги. Они в машинах для начальников, в непонятно куда исчезающих средствах и еще кое в чем, о чем речь пойдет ниже.

ПИНОК ИЗ МОСКВЫ

Итоги проверки КРУ долго ходили по инстанциям, побывали даже в Москве, однако в итоге все равно вернулись в край, в Михайловку. Наверное, Анатолий Чеботков имел не один неприятный разговор в «высоких» кабинетах. Но и только. И единственное, что получила взамен на свою инициативу «скандальная кучка» депутатов, так это безусловное знание того, что бюджет района администрацией исполнялся совершенно неправильно. Уголовного дела на Анатолия Чеботкова прокуратура заводить не стала под предлогом того, что не усмотрела в его действиях личной заинтересованности. На практике это может означать только одно: как бы тщательно депутаты ни отнеслись к утверждению бюджета, глава администрации все равно вправе перекроить его по собственному усмотрению, и за это ему ничего не будет. Других выводов из всех этих разборок, ознаменовавших в Михайловке 2002 год, сделать просто нельзя.

Впрочем, для Анатолия Чеботкова 2002 год оказался весьма богатым на различного рода разбирательства. Он, например, вынужден был судиться с собственными избирателями по поводу размеров оплаты жилищно-коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии, которую он поднял, подписав ряд соответствующих постановлений. Гражданка Зинаида Белова не захотела мириться с тем, что из ее кошелька ни за что ни про что каждый месяц теперь будут вынимать большую сумму, чем прежде, не предоставляя ничего нового взамен – это, по ее мнению, сродни воровству, и в интересах населения Михайловского района подала заявление на имя прокурора.

Удивительно даже не то, что суд все-таки состоялся –  к тому времени Белову поддержали и михайловцы, и депутатская «скандальная кучка». Поразительно, что суд на своем заседании 16 июля 2002  года признал правоту истицы и отменил искомые постановления. Аргументы: не была проведена независимая экспертиза экономического обоснования изменения тарифов в сторону увеличения (а в сторону уменьшения – пожалуйста), что является по постановлению Госстроя РФ самой необходимой частью процедуры утверждения тарифов на товары, работы и услуги.

Анатолий Чеботков, однако, не сдался. Администрация и КГУП «Примтеплоэнерго» обжаловали это решение в Приморский краевой суд, но тот 4 сентября того же года своим определением признал правоту Михайловского районного суда. Если кто-то думает, что Чеботков испугался, то ошибается. Он… проигнорировал эти решения, не заметил. Тогда Зинаида Белова и с ней еще 61 человек подписали жалобу в Верховный суд РФ и Госстрой РФ. Наверное, в нашем государстве что-то все-таки меняется к лучшему, потому что очень скоро столица предписала краевой прокуратуре проследить за безусловным исполнением судебных решений.

Тут уж прокуратура уперлась, хотя и непонятно, почему для этого потребовался пинок из столицы, и к ноябрю 2002 года Чеботкову, через год после принятия, пришлось-таки официально отменить свои постановления. Наука пошла, однако, не впрок. Отряхнувшись, он пошел дальше… своей дорогой, которая почему-то непременно приводила его в суды.

ПРЕЗИДЕНТ, УБЕРИ ЧЕБОТКОВА

А все эта неугомонная группа депутатов, ставшая инициатором судебных тяжб и даже митингов. Хотя, с другой стороны, глава просто отдал ей инициативу и даже больше – большинство местных скандалов практически спровоцировал. Например, история с попыткой постройки гаражей. Рассказывает Галина Коваева, проживающая по адресу: Михайловка, квартал 3, дом 1:

- Все мы заселились в свою пятиэтажку в 1990 году и уже тогда пытались приспособить прилегающий к дому пустырек под строительство сарайчиков. Живем ведь в селе, питаемся в основном с огородов, а вот заготовки на зиму большинству деть некуда. Но нам не разрешили. Вскоре во дворе построили детскую площадку, и хотя пустырек остался, мы и сами пришли к выводу, что никаких сараев нам тут не надо. И вдруг в прошлом году (в 2003-м) в один день завозят на пустырь бетонные плиты, приходят люди и начинают что-то строить. Мы в администрацию, там нам никаких разъяснений не дают. Скоро по оформившимся семи фундаментам мы и сами поняли, что строят семь капитальных гаражей. Обратились к депутатам, они нам и разъяснили, что участок под строительство выделен по постановлению главы администрации Анатолия Чеботкова…

Добавим, что дальнейшие обращения жителей к главе ни к чему не привели. Тогда прямо во дворе организовали митинг, резолюция которого, и без того уже имевшая весьма резкий характер, а именно содержавшая выражение недоверия Анатолию Чеботкову,  была направлена в том числе и президенту Путину.

Это, кстати, не первое обращение михайловцев к президенту со столь категоричными выводами. Писали они в Москву и по поводу итогов проверки КРУ, и по поводу прокурорской квартиры, по их мнению, незаконно купленной администрацией, да и по другим боям с администрацией. И это лишний раз убеждает, что  в районе с избирателями никто не работает. Ведь очень может быть, что часть обращений была пустой, не имеющей под собой сколько-нибудь серьезных оснований, но никто не снизошел до объяснения им истинных побудительных причин тех или иных действий властей. Потому и пишут они в разные инстанции, прихватив с собой в обойму депутатов.

Вот  ведь до какого абсурда можно довести ситуацию, если из-за каких-то непостижимых принципов отмахиваться от мнения  своих избирателей! Вмешательство Владимира Владимировича, впрочем, не потребовалось. 22 августа Михайловский районный суд удовлетворил ходатайство ряда жителей искомого дома и приостановил действие постановления главы о выделении земельного участка под строительство гаражей. Так и заморожена стройка до сих пор, то есть прошло почти восемь месяцев. Завезенные материалы потихоньку растаскиваются. И чем быстрее их растащат, считает Галина Коваева, тем лучше.  

Таких тяжб с собственными избирателями, где Анатолий Чеботков, мягко говоря, потерял лицо, можно привести еще с десяток. Все они на один лад, только поводы разные. Но вот одна из них, еще не закончившаяся, интересна тем, что администрация повела атаку на одного из членов «скандальной кучки» - депутата районного Совета Гиджрана Каграманова. Для по вполне понятным причинам любопытствующих добавлю: курда по национальности, проживающего в Михайловке, то есть имеющего здесь прописку, уже 25 лет. Никаких проблем с обменом паспорта у него не было, как, впрочем, и с избранием депутатом.

ГОТОВ К САМОСОЖЖЕНИЮ

Объект для атаки был выбран грамотно. На лидера Вячеслава Алексеева не надавишь, потому что у него, отставного военкома, кроме вполне заслуженного авторитета, больше ничего нет, а значит, и зацепить не за что. То же самое можно сказать и о двух других членах «скандальной кучки». Другое дело - Гиджран. Он – предприниматель, что для оппозиционного депутата удавка.

Еще в конце 90-х годов он арендовал кусок болота по улице Тихоокеанской общей площадью 1100 квадратных метров. В 1998 году Анатолий Чеботков собственноручно утвердил акты Государственной комиссии по вводу в эксплуатацию этой автостоянки. За эти годы Каграманов завез на болотину полторы тысячи кубометров оскола, выровнял площадку, построил проходную, рядом с ней магазинчик, а в глубине стоянки – двухэтажный офис, над которым, кстати, развевается голубой флаг с белой, известной всей стране, а кое-где и в мире аббревиатурой – ЛДПР. Да, Гиджран еще и районный координатор этой партии, но это к делу не относится.

КаграмановЖили они с главой не тужили до тех пор, пока Каграманова не избрали депутатом, и он сразу же не стал в ряды оппозиции. Тут и началось. Сначала администрация попыталась его ухватить на налогах да арендной плате  - не вышло. В судебном заседании доказано, что Каграманов все необходимые платежи в бюджет производил вовремя и в полном объеме. И даже на момент проверки слегка переплатил, потому что, оказалось, ему завысили размеры занимаемых ими площадей. Тогда пошли по-крупному, поставили под сомнение вообще правомерность использования Каграмановым данного участка.

Разборки постепенно перетекли в Арбитражный суд Приморского края, который 14 апреля 2003 года принял решение о выселении предпринимателя Каграманова с незаконно используемого земельного участка – цитата из протокола почти дословная. А 26 января этого года Арбитражный суд рассмотрел апелляционную жалобу Каграманова и оставил в силе свое прежнее решение. И 30 января старший судебный пристав Михайловского района Виталий Зинченко утвердил постановление о возобновлении исполнительных действий – они были прекращены в связи с апелляцией. Вот с этого дня  судебные приставы рабочий день начинают с автостоянки Каграманова, который вместе со своими соратниками-избирателями попросту не пускает их на территорию.

Приезжало сюда и подразделение ОМОНа, но, просмотрев документы, командир дал своим подчиненным отмашку, загрузил в микроавтобус и уехал. Понял, что его просто подставляют – не его это дело крутить руки депутату и простым селянам, вставшим на его защиту. Точно так же поступили и ребята из уссурийского РУБОПа – они ограничились вполне джентльменским разговором и уехали заниматься своим настоящим делом.

А первого апреля, когда к автостоянке подъехали уссурийские судебные приставы, Каграманов, видимо, отчаявшись, вылил на себя полканистры бензина, чем застопорил работу сварщика, пытавшегося вырезать часть ограды.

Автор этих строк поинтересовался у Виталия Зинченко, что стоит за формулировкой «выселить предпринимателя…», он ведь там не живет.

- Наша задача, - ответил старший судебный пристав, - убрать с территории вот эти 42 побитые машины. И все.

Тут надо пояснить, что территория разделена на две части – дальняя, там, где офис, предназначена для «автобоя», который частично восстанавливают, частично разбирают на запчасти. А примыкающая к воротом – собственно автостоянка. Вот тот автохлам и нужно вывезти судебным приставам. Допустим, вывезли. И что же дальше? Что делать с недвижимостью, включая отсыпку, которая оценивается в 40 миллионов рублей? Кто и каким образом их будет возмещать предпринимателю? В судебных решениях на эти вопросы ответа нет. Может быть, на них ответит Арбитражный суд Дальневосточного федерального округа, куда Каграманов обратился с апелляцией и заседание которого состоится в Хабаровске 27 апреля этого года.

Но каково бы ни было решение суда, михайловцы уже вынесли свой вердикт администрации – вся эта возня вокруг никому не нужного клочка болота лишь месть депутату. Об этом убежденно сказали Александр Кувшинов, Виктор Атрихайлов, Юрий Максимов, Евгений Дубровский, Галина Коваева, присутствовавшие при едва не состоявшемся акте самосожжения. И мнение это, усиленное предыдущими акциями администрации, никак не стыкующимися с интересами населения, изменить очень трудно.

Анатолия Чеботкова вообще понять трудно. Точнее, мотивы его конфронтации с населением. Есть такое понятие – непопулярные меры; если бы в приведенных случаях хотя бы просматривались какие-то выгоды бюджету или общественным интересам, то так тому и быть. В конце концов «несознательный» электорат не всегда понимает созидательные перспективы действий властей. Так нет. И если уж суды по большей части на стороне михайловцев, а не администрации, то последней просто надо призадуматься над тем, в чьих интересах она работает. Нельзя же без     конца манкировать общественным мнением. Если не согласен, тогда хотя бы попытайся поменять его. Не народ, конечно, а мнение о себе, любимом.

Автор: Евгений ИЗЪЮРОВ, "Владивосток"