Пропадать - так с музыкой

Первая неделя лета была для Приморья плодотворна, но крайне неконструктивна. Плоды, скорее всего, будут. И, скорее всего, горькие. Двигатель явно пошел вразнос - Евгений Наздратенко со скандалом, публично, а главное, впервые “глаза в глаза” разругался с ближайшим окружением президента в лице его главного кадровика Евгения Савостьянова.

10 июнь 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №154 от 10 июнь 1997

Первая неделя лета была для Приморья плодотворна, но крайне неконструктивна. Плоды, скорее всего, будут. И, скорее всего, горькие. Двигатель явно пошел вразнос - Евгений Наздратенко со скандалом, публично, а главное, впервые “глаза в глаза” разругался с ближайшим окружением президента в лице его главного кадровика Евгения Савостьянова.

Причем это не был случайный эмоциональный взрыв губернатора. Еще накануне приезда Евгения Савостьянова губернатор в программе местного телевидения довольно негативно отозвался о намерении правительственной комиссии, работающей в Приморье, в очередной раз повысить энерготарифы в крае, квалифицировав такую политику как геноцид центра по отношению к дальневосточникам. Губернатор во всеуслышание заявил, что такие тарифы ни за что не подпишет. Это было тем более неожиданным, что в этот же день сам Сергей Кириенко, возглавляющий комиссию по ТЭКу, достаточно миролюбиво провел пресс-конференцию, выразив полное удовлетворение сотрудничеством с администрацией края и достигнутыми (якобы) договоренностями.

Ну а день спустя приморский губернатор достаточно бесцеремонно поставил (точнее - посадил) на место пытавшегося отчитать его посланца президента... В последний рабочий день первой недели лета Наздратенко публично, с последующей трансляцией по всем центральным телеканалам сжигал мосты. Другого выхода у него уже не было.

Демонстративное изъятие у главы края достаточно впечатляющих полномочий при пустой (и на две третьих зависимой от того же центра) краевой казне, с приставленным контролером в лице генерала ФСБ фактически превращало приморского губернатора в “мальчика для битья”, коим Евгению Наздратенко и так уже быть надоело. Слабые надежды на возможный консенсус с центром окончательно рухнули с поступлением в край телеграммы от первого вице-премьера Немцова, не пожелавшего видеть приморского губернатора в своей свите при поездке в Японию. Так что последовавшие в тот же последний рабочий день первой недели лета гневная радиоотповедь губернатору из уст президента и отнюдь не мирный визит Савостьянова уже никак не тянут на случайное совпадение. И Наздратенко вынужден был пойти ва-банк. Пропадать - так с музыкой.

Но музыку Наздратенко предпочитает заказывать сам, причем наступательную. Он обвинил окружение президента в дезинформации САМОГО, в организованной (при помощи купленных СМИ) травле его, как губернатора, и дискредитации края в целом и заявил о готовности выйти на досрочные выборы губернатора края, в коих намерен выиграть. При этом выдвинул свои требования, одни из которых были откровенно предвыборными (по границе, нераспродаже предприятий и т. п.), а другие - предвыборно-организационными (о неприкосновенности административного аппарата, обеспечивающего выборы в крае).

Это, пожалуй, единственный из легитимных путь разрешения противостояния “Наздратенко - центр”. Если бы у Москвы был иной путь убрать нелюбимого губернатора,.. но усилия всех московских комиссий пока были тщетны, очередная папочка с компроматом, которой и в этот раз потряхивал гость из Москвы, перекочевала в сейф генерал-губернатора ФСБ - что-то явно у органов не получается. Впрочем, сам Савостьянов на пресс-конференции намекнул, что в руках президента есть и иной (кроме как “посадить”) конституционный механизм усмирения всенародноизбранных. Но на то должны быть особые причины (речь о введении в крае президентского правления в связи с чрезвычайными ситуациями по причине стихийного бедствия, массового мора и т. п.). Ну а поскольку в Приморье, несмотря на всю “чрезвычайность”, таких “особых” причин пока нет, стало быть - выборы.

Назначить их может, согласно российскому законодательству и уставу края, лишь Приморская дума, крепко стоящая на про-губернаторской платформе. Сам Наздратенко досрочных выборов, похоже, и впрямь не боится - даже зовет. Поскольку в нынешнем его положении житья от центра уже все равно не будет. И как только к нему обратится сам президент или народ Приморья, губернатор сразу же выйдет с предвыборной инициативой в законодательный орган края.

На фоне резких заявлений представителей Кремля и губернатора Приморья как-то в тени остался наздратенковский “противовес” - мэр Владивостока Виктор Черепков. Но его, похоже, не устраивают досрочные выборы мэра краевого центра, так как шансов быть переизбранным у нынешнего мэра поменьше, чем у нынешнего губернатора.

Но подождем, что принесет многостарадальному Приморью визит Бориса Немцова (а с ним и еще одно посещение Владивостока Евгением Савостьяновым, который, скорее всего, заготовил новые кадровые ходы).

Автор: Отдел новостей “В”