Жизнь по инструкциям

Услышал как-то по радио рекламное объявление Сбербанка - дескать, приходите к нам за кредитами - и заранее пожалел возможных клиентов этого полугосударственного банка: уверен, прежде чем дать кредит, чиновники от Сбербанка хорошенько погоняют тех, кто опрометчиво решит обратиться в Сбербанк. Почему уверен? Нет, я не буду напоминать о том, как Сбербанк в свое время фактически сделал нищими миллионы россиян, я просто расскажу, как хотел доверить Сбербанку свои собственные деньги.

13 апр. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1539 от 13 апр. 2004

Услышал как-то по радио рекламное объявление Сбербанка - дескать, приходите к нам за кредитами - и заранее пожалел возможных клиентов этого полугосударственного банка: уверен, прежде чем дать кредит, чиновники от Сбербанка хорошенько погоняют тех, кто опрометчиво решит обратиться в Сбербанк. Почему уверен? Нет, я не буду напоминать о том, как Сбербанк в свое время фактически сделал нищими миллионы россиян, я просто расскажу, как хотел доверить Сбербанку свои собственные деньги.

Так как мне часто приходится летать самолетами Аэрофлота, то я пользуюсь программой «Аэрофлот-бонус». И именно «Аэрофлот-бонус» предложил мне воспользоваться еще одним преимуществом этой программы: оформить в Сбербанке банковскую карту «Виза-Аэрофлот». Честно говоря, не очень хотелось заниматься этим, так как уже сталкивался со сбербанковским «сервисом» и уже имею пластиковые карты других банков. Но потом решил посмотреть, что в результате получится. Получилось не очень приятно.

Нравы в офисе Сбербанка были прежними: пока я в дикой тесноте минут сорок стоял к окошку, где занимались пластиковыми картами, рядом, в другие окошки, стояли десятки стариков, пытавшихся вернуть хоть частичку тех денег, что украло в свое время у них государство. Было жалко и этих стариков, вынужденных часами стоять в очередях, заниматься поисками каких-то бумаг, дабы вернуть свои собственные деньги, было жалко и работников Сбербанка, вынужденных в который уже раз объяснять порой ничего не понимающим старикам одни и те же понятные только Сбербанку вещи. Заверяю: некоторые из сбербанковских работников были удивительно терпеливы и вежливы.

В общем, минут через сорок подошла и моя очередь протянуть даме за стеклом пачку документов. Так как я заранее познакомился через Интернет со всеми правилами оформления банковских карт, а заявление на получение карты мне прислал «Аэрофлот-бонус», то был уверен, что вопрос мой решится очень быстро, как это происходило в других банках. Но не тут-то было: прежде всего у меня потребовали ксерокопию моего паспорта. Пришлось искать ксерокс и упрашивать его обладателей сделать ксерокопию паспорта. Но и после этого сотрудница Сбербанка не приняла мои документы: я не представил загранпаспорт или хотя бы его ксерокопию. На мой вопрос: «А зачем нужен загранпаспорт, ведь в других банках его даже не спрашивали, и что было бы, если бы у меня его вообще не было?»  -сотрудница и ее начальница сослались на инструкцию Сбербанка. При этом инструкция оказалась столь секретной, что клиенту Сбербанка ее показывать  отказались.

Пришлось мне еще раз идти в Сбербанк – теперь с ксерокопией загранпаспорта. Но не тут-то было: оказывается, среди переснятых страниц моего общегражданского паспорта не оказалось страницы с отметкой о моем семейном положении. Но решили и эту проблему. И я уже приготовился доверить свои деньги Сбербанку, чтобы получить-таки пластиковую карту «Виза». «Не торопитесь, - сказали мне, - вас еще будет проверять служба безопасности банка». «Зачем? - удивился я. - Ведь я не прошу у Сбербанка денег, наоборот, хочу доверить ему свои. Если мыслить логически, то это моя служба безопасности должна проверять Сбербанк». Но  Сбербанком?

Дня через три дня мне на работу позвонил сотрудник службы безопасности Сбербанка, который убедился в том, что я действительно работаю там, где работаю. На четвертый день мне еще раз позвонили из Сбербанка и сообщили, что теперь я имею право открыть у них счет для получения пластиковой карточки «Виза-Аэрофлот». И если все будет хорошо, то недельки так через 2-3 я смогу банковскую карту получить. Когда я поинтересовался, почему так нескоро, ведь эти 2-3 недели я не смогу даже воспользоваться своими собственными деньгами и они будут в полном распоряжении Сбербанка, вновь сослались на таинственную инструкцию Сбербанка.

Итог закономерный: я передумал иметь карту Сбербанка. Уж очень это противное занятие – общаться с этим банком. Да и невыгодно иметь сбербанковскую карту, потому что даже в банкоматах Сбербанка деньги с нее можно бесплатно снимать только в пределах Дальнего Востока. Если же вы попытаетесь сделать это, скажем, в Москве, то Сбербанк возьмет с вас 0,75 проц. снимаемой суммы как с клиента другого банка.

Пока еще Сбербанк ходит в лидерах российского банковского бизнеса. Но не станет у него государственной поддержки, придут в Россию зарубежные банки, а главное, уйдет поколение, не знающее других банков, кроме Сбербанка, и рухнет Сбербанк. Потому что не умеет и не хочет работать с клиентом так, как принято в цивилизованном мире, потому что намертво въелись в его инструкции, в его работников те, еще советских времен установки, что клиент никуда от Сбербанка не денется.

И когда я слышу теперь рекламу Сбербанка, приглашающего клиентов получать кредиты, то я не верю этой рекламе и искренне жалею будущих клиентов. Я ведь не пытался получить в Сбербанке кредит, я только хотел доверить Сбербанку свои деньги. И убедился: Сбербанк по-прежнему не уважает своих клиентов. И уверен, ни один уважающий свои нервы, свое время и свои деньги клиент сегодня в Сбербанк не пойдет. Себе дороже.

Автор: Геннадий АНТОНОВ, специально для «В»